Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Южно-Уральской железной дороги

Звуки и запахи магистрали

Ветераны станции Еманжелинск воссоз­дали атмосферу старинной железной дороги. В ход пошли раритетные фонари, каменный уголь и даже старая деревянная шпала.
Активисты клуба «Железнодорожник» представили односельча-нам творческую постановку. Мероприятие состоялось в музее посёлка Зауральский, где расположен уголок с экспонатами станции Еманжелинск.

За основу представления ветераны взяли рассказ Алексея Вульфова «Запахи чугунки». К выступлению подготовились основательно. Своими руками соорудили декорации: паровоз, семафор, шлагбаум и даже окошко билетной кассы. Заправили керосиновые лампы и фонари, а для свечных фонарей приготовили свечки и фольгу. Кусок старой деревянной шпалы принесли путейцы. И не случайно, ведь запах креозота – один из самых ярких ароматов чугунки тех времён, когда о железобетоне ещё никто и не слышал.

– Остро, как сказал Маршак, и буквально пьяняще пахли шпалы сумасшедшим сладким духом креозота – особой чёрной пропиточной смолы, – читала рассказ инициатор идеи Раиса Тагарифуллина. – Запах этот отличал железку от всего остального на свете, заставлял узнавать, что она где-то близко.

Ветераны перево­пло­тились в представителей разных железнодорожных профессий, о которых говорилось в рассказе. Почётный ветеран Челябинского­ отделения ЮУЖД Мария Силкина предстала в образе дежурной по станции. В этой должности, кстати, она и трудилась, поэтому было не привыкать. А вот Николай Давыдкин стал кочегаром паровоза, хотя работал составителем поездов. На сцене мужчина с усердием бросал лопатой каменный уголь в импровизированную топку. Материал был настоящий, со своим характерным запахом, что ещё больше погружало зрителей в атмо­сферу станции.

Почётный ветеран ЮУЖД Рафис Тагарифуллин выступил в роли фонарщика-ламповщика и отвечал за освещение на условной станции. Пенсионеры вжились и в дру­гие­ образы: сторож на переезде, стрелочник, хвостовой кондуктор, машинист паровоза, билетный кассир. Раз кто-то билеты продаёт, то кто-то должен их купить, поэтому Елена Бухнер сыграла роль пассажирки, собрав­шейся в большое путе­шествие.

Железнодорожники облачились в форму, в которой трудились их предшественники. Шапки-ушанки, фураж­ки и тулупы береж­но хранились в музее станции. Каждый ветеран занял место на сцене, где выполнял повседневную работу своего героя. Так железнодорожники показали необычную и интересную жизнь стальной магистрали.

Каждая фраза чтеца сопровождалась каким-либо действием. Например, когда в расска­зе говорилось о запахах поездов, в зал пускали немного дыма от древесного и каменного угля.

– Обдавая дымом перрон, вокзал и ваго­ны,­ паровоз создавал атмосферу странствия, – читала Раиса Тагарифуллина. – Запах угольного дыма, не слишком приятный для пассажиров, тем не менее веселил, будоражил. От него возникало чувство простора; им была охвачена стихия пути.

Атмосферу дополня­ли гудки паровоза и удары в колокол, которые обозначали от­правление поезда со станции.

Зрителями железнодорожников стали односельчане посёлка Зауральский. К тому же некоторые ветераны привели с собой внуков. Детям предоставили почётные места в первом ряду. Они с восторгом и удивлением наблюдали за своими бабушками и дедушками, вышедшими на сцену. А после выступления сами примерили фуражки, форму, повертели в руках старые семафорные огни, фонари и прочие экспонаты.
Марина Паниковская, газета «Призыв»

Новости