Советы ветеранов

Центральный Совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России

На свидание с Тындой

Менее суток осталось до того момента, как из Москвы в Тынду прибудет поезд № 76 Москва – Нерюнгри, отправившийся из Москвы в бамовскую столицу 1 июля.
На этот раз в нём будет на 5 вагонов больше, чем обычно. Их пассажирами стали те, в чью трудовую биографию навсегда вошёл БАМ. 

В Тынду они отправились на торжества, приуроченные к 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. 

Ровно 45 лет назад, 8 июля 1974 года, вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Так что участники нынешнего столичного десанта отметят эту дату в эпицентре дороги, которую они когда-то строили и эксплуатировали. 

Организаторами акции стали по традиции ОАО «Российские железные дороги» и региональная общественная организация «Бамовское братство», возглавляемая Героем Социалистического Труда, в 1986–1988 годах начальником управления строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (Главбамстрой) Ефимом Басиным. Среди пассажиров: железнодорожники, строители, ветераны Железнодорожных войск – всего 150 человек. В числе приглашённых в поездку путеец Анатолий Иванов и пассажирщик Виктор Зайденберг. Они многие годы трудились на столичной магистрали. 

Местом сбора многочисленных отъезжавших в Тынду стал бизнес-зал Казанского вокзала. Именно с этого вокзала отправляется в последние годы поезд № 76. Хотя, как писал «Московский железнодорожник» 27 июня этого года, первый состав, открывший регулярное пассажирское сообщение между Москвой и Тындой 17 июля 1979 года, уходил с Ярославского вокзала. Глядя на подходивших ко времени отправления поезда людей, можно было с уверенностью сказать, что многие из них регулярно видятся друг с другом. Чувствовалось, что бамовское братство – понятие не формальное. Оставив дорожные сумки, чемоданы, все они тут же шли к окружённому толпой людей Юрию Вербицкому. В 1974–1995 годах он работал на строительстве БАМа. Сначала заместителем начальника и начальником штаба ЦК ВЛКСМ, а затем руководителем различных управлений и трестов. Юрий Сергеевич и в этой поездке – своеобразный начальник штаба. Перед отходом поезда вся информация о приходящих участниках маршрута концентрировалась у него. Юрий Вербицкий информировал пассажиров, в каких вагонах и на каких местах они поедут. 
– На остановках в пути следования к нам будут подсаживаться бамовцы, живущие в других городах России, – сказал Юрий Вербицкий. – Всего же в Тынду придут 4 состава: из Хабаровска, Иркутска. Якутска и из столицы России. Наш маршрут – самый протяжённый. Предусмотрено, конечно, горячее питание и, если потребуется, медицинское обслуживание в пути – с нами едут медики. 

Уделить много времени журналисту Юрий Сергеевич не смог – к нему постоянно подходили всё новые пассажиры. Зато у тех, кто уже зарегистрировался, времени пока что достаточно. Спрашиваю у Виктора Зайденберга, много ли вещей он взял с собой. Хотя и так понятно. Ведь Виктор Алексеевич после возвращения с БАМа много лет трудился начальником поезда, ездил на Север, Дальний Восток, в Монголию и Китай. Так что привык брать самое необходимое. Он волнуется, ведь на БАМе не бывал уже 40 лет. 
– На молодёжную стройку века я отправился в 1974 году по комсомольской путёвке, – вспоминает ветеран, которому 29 мая исполнилось 70 лет. – В составе комсомольско-молодёжной бригады рубил лес, прокладывая трассу, потом по 18–20 часов в сутки ударно работал на экскаваторе на отсыпке земляного полотна сначала на ветке, которая соединяла Транссиб с Тындой, а затем на центральном участке БАМа. Когда я приехал туда, Тында представляла из себя небольшой посёлок. Когда уезжал, население составляло 70 тыс. человек. 

Сейчас Виктор Алексеевич является заместителем председателя совета ветеранов Московского филиала АО «ФПК» и членом президиума совета ветеранов АО «ФПК». 

Другой московский бамовец – Анатолий Иванов. Всю жизнь он отдал путейскому делу, был начальником Московско-Рижской и Ряжской дистанций пути, начальником отдела пути Московско-Ярославского и Московско-Курского отделений, первым заместителем начальника службы пути МЖД. На БАМ Анатолия Иванова командировали в 2009 году. Он принимал участие в возрождении железнодорожной линии Улак – Эльга. Она стала 3-й железнодорожной нитью на территории Якутии. Напомним, что неподалёку находится Эльгинское угольное месторождение. 

Анатолия Иванова с газетой «Московский железнодорожник» связывают многие годы сотрудничества. В 2001 году в редакцию «Московского железнодорожника» он, будучи начальником Ряжской дистанции пути, принёс свой литературный труд. Рассказ «У каждого к войне свои есть счёты», который автор посвятил своим родителям, был пронизан такой любовью и уважением к людям, пережившим войну, потерявшим своих сыновей и вырастивших новых детей, ставших достойными гражданами нашей страны, что редакция не просто опубликовала его, а представила рассказ на Международный литературный конкурс имени Андрея Платонова «Умное сердце», лауреатом которого Анатолий Иванов и стал. Уверена, что и об этой поездке он напишет, как всегда, правдиво и интересно. 

Пока ветераны, вспоминая о своей юности, едут на свидание с Тындой, там готовятся к торжественному приёму гостей. Программа обширна и включает в себя разнообразные мероприятия. Конечно, после нескольких суток в пути путешественникам понадобится прежде всего помыться. Баня уже готова их принять. А затем ветераны БАМа примут участие в череде событий. Это и торжественный митинг на железнодорожном вокзале, и возложение цветов к памятным местам, и концерт бамовской песни на правом берегу реки Тынды, и спортивный праздник. 
Вера Чубарова, газета «Московский железнодорожник»

Новости

Контакты