Советы ветеранов

Центральный Совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России

Равнение на героев

Николай Гром о ветеранах-железнодорожниках и традиции преемственности поколений в ОАО «РЖД»
В ОАО «РЖД» более 700 тыс. ветеранов-пенсионеров. Центральный совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России заботится о них, отстаивает их права. О том, чем живут сегодня ветераны-железнодорожники и как важно хранить преемственность поколений, рассказал «Гудку» председатель Центрального совета ветеранов Николай Гром.

– Николай Петрович, расскажите о своём военном детстве. Как ваша семья узнала о победе? 

– Когда в 1941 году немцы пришли в нашу деревню Анновку в Полтавской области, мне было пять лет. В оккупации мы прожили три года. Мой старший брат Володя на момент начала войны служил в Красной армии в Подмосковье и с первого дня войны ушёл на фронт. Был дважды тяжело ранен, но выжил. Вернулся с войны с двумя орденами Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина». Второго моего брата Семёна и сестру Галю немцы забрали на работу в Германию. Брата отправили на предприятие, которое находилось в городе Зинген, а сестра попала во Фрайбург, где работала няней в одной немецкой семье. Позже Зинген освободили французы, а Фрайбург – американцы. 

Я очень хорошо помню, как фашисты перегоняли через нашу деревню военнопленных. Женщины выкладывали вдоль дороги, по которой шли солдаты, хлеб, картошку – всё, что у них было. Пленные хватали еду, а за это немцы били их плётками и прикладами. Это было ужасно! Мама в этих рядах постоянно искала старшего брата. 

Однажды немцы застрелили одного из военнопленных, который собрался бежать, переодевшись в женское платье. 
Но я также помню ещё один случай. Недалеко от нашего дома стоял немецкий танк. Мама в это время убирала картошку, я был рядом. Вдруг меня подзывает к себе немецкий солдат. Я испугался, начал спрашивать у мамы, что же мне делать. Она сказала подойти к нему. Я подошёл, и он дал мне горшочек. Я его взял и побежал к маме. Когда я его принёс, мы вместе открыли горшок, а там был мёд. И я до сих пор помню глаза этого немца. Они были очень грустные, и я потом думал, может, он вспомнил, что у него тоже есть дети. Неизвестно, дожил он до конца войны или нет.
О победе мы узнали довольно поздно, потому что деревня наша находилась в глуши. У нас не было ни радио, ни электричества, а районный центр находился в семи километрах. Мы догадывались, что победа уже совсем близка, но получили доказательства где-то спустя две недели после капитуляции Германии. 
Помню, почтальон принесла маме письмо и спросила: «Ульяна Фёдоровна, от кого бы вы хотели получить весточку – от Володи с фронта, Семёна или Гали?» Мама ответила, что от всех троих своих детей. Почтальон недолго мучила маму и вручила ей письмо от старшего брата с фронта, где было написано, что он жив и что мы победили. 

«Наши ветераны, когда уходят на пенсию, никогда не теряют связь с коллективом»

Николай Гром
– Какая роль отводится Центральному совету ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России и ветеранским организациям на сети в деле сохранения памяти о Великой Отечественной войне? Какая работа ведётся в этом направлении?

– Патриотическое и нравственное воспитание молодёжи – одно из главных направлений деятельности нашей ветеранской организации. И особое место в ней, конечно же, отводится памяти о Великой Отечественной войне и подвигам, которые совершили ветераны-железнодорожники.
В 2000 году были живы девять железнодорожников – Героев Советского Союза. Сегодня, увы, уже не осталось ни одного. Одним из членов нашего Центрального совета был Герой Советского Союза Ефим Березовский – участник Парада Победы в 1945 году.
Работала в Совете и легендарная машинистка паровоза Елена Чухнюк, получившая звание Героя Социалистического Труда в 1943 году. Под грохот снарядов и разрывы бомб она водила поезда с людьми, боеприпасами и техникой. На самом деле таких героических людей на железной дороге во время войны было много, и большинство из них уже ушли из жизни. Но мы о них всегда помним!
В честь таких выдающихся людей мы открываем почётные доски на предприятиях, где они работали. Называем в их честь поезда, локомотивные депо, школы и колледжи. В 2018 году мы увековечили имена таких выдающихся железнодорожников, как Борис Бещев, Николай Конарев, Борис Саламбеков, Виталий Соснин, Сергей Пашинин, Иван Голуб и Елена Чухнюк.
С нашей помощью в 2018 году на главном здании ОАО «РЖД» была установлена мемориальная доска, посвящённая трудовому подвигу бывшего министра путей сообщения СССР Бориса Бещева. Также по инициативе Совета ветеранов Северо-Кавказкой железной дороги были установлены мемориальные доски по месту жительства выдающихся железнодорожников, бывших начальников Северо-Кавказкой магистрали Александра Кимстача и Фёдора Котляренко. Конечно же, по традиции члены наших ветеранских организаций по всей сети ухаживают за памятниками и могилами ветеранов войны.
Ежегодно мы принимаем участие в акции «Поезд Победы». В этом году, как и год назад, поезд стартует от Рижского вокзала и едет до Дубосеково, где сражались 28 героев-панфиловцев и где им поставлен памятник. Монументальные фигуры на холме – наиболее заметная и по-настоящему впечатляющая часть мемориального комплекса. В программе памятной поездки также концерт и обед для ветеранов. Первый раз я там побывал в прошлом году и остался под большим впечатлением. С удовольствием поеду туда и в этом году.

– Много ли осталось ветеранов-железнодорожников, которые прошли войну? Как взаимодействуют с ними отраслевые ветеранские организации и железнодорожники?

  – К сожалению, время неумолимо забирает людей. По состоянию на 1 января 2019 года на сети железных дорог осталось 2929 фронтовиков и 29 704 труженика тыла. Для сравнения возьмём данные за 2000 год: в то время ветеранов – участников войны было 73 471 человек, а тружеников тыла – 237 191. То есть почти за 20 лет число ветеранов уменьшилось в десять раз. И мне очень жаль, что именно такие люди от нас уходят. Потому что все ветераны Великой Отечественной войны были героями своего времени. И они не были равнодушными людьми – встречаясь с молодёжью, они рассказывали им правду о войне. Сейчас же многие пишут и говорят откровенную ложь о тех событиях и переворачивают всё с ног на голову. А ветераны, непосредственные участники боевых действий, искренне и правдиво рассказывали о войне и своих боевых товарищах. Своим примером они учили молодёжь, как надо любить и защищать Родину и как бороться с трудностями. Вклад ветеранов в воспитание молодёжи просто неоценим! Очень важно рассказывать следующим поколениям правду ведь тяжело было и после войны.
На железной дороге во все времена очень заботливо относились к ветеранам Великой Отечественной. Особое внимание, конечно же, героям войны. У них специальные ежемесячные выплаты в размере 7,5 тыс. руб., которые положены Героям СССР, Труда и тем, кто награждён орденами Славы и Трудовой Славы. Эти средства выплачиваются через Благотворительный фонд «Почёт». Остальным ветеранам полагается ежегодная выплата к 9 Мая. В этом году она составляет 3 тыс. руб.
Также фронтовиков всегда приглашают на все мероприятия. Наш Совет ветеранов тоже старается помогать им во всём. Особое внимание уделяем одиноким ветеранам. Если на одинокого пожилого человека не обращать внимания, то он увядает прямо на глазах. А когда человека к чему-то приобщаешь или даёшь поручение, то он просто оживает.

– Расскажите, какие ещё актуальные задачи решают сегодня Центральный совет и ветеранские организации на дорогах и в филиалах компании? С какими проблемами приходится сталкиваться?

  – Главная наша задача – это всесторонняя поддержка ветеранов. Все материальные вопросы решаются в рамках Коллективного договора. На железнодорожном транспорте отработана чёткая схема взаимодействия предприятий отрасли, ветеранских организаций с Благотворительным фондом «Почёт». Это позволяет обеспечить своевременную и адресную материальную помощь ветеранам и неработающим пенсионерам. В 2018 году дополнительную помощь получили 348 220 человек. В среднем она составляет 4575 руб. в месяц.
Также в 2018 году руководство компании в рамках Коллективного договора на 2017–2019 год проиндексировало ежемесячную материальную помощь неработающим пенсионерам на 6,4%, увеличилась сумма ежемесячной материальной помощи хранителям дорожных музеев, комнат трудовой и боевой славы предприятий и ветеранскому активу. От лица всех ветеранов-железнодорожников хочу поблагодарить нынешнее руководство компании и предыдущих руководителей Министерства путей сообщения за помощь, которая нам оказывается. Потому что по сравнению с другими транспортными отраслями, например с авиацией или мореходством, у нас материальные и социальные вопросы решены. Конечно, хочется большего, но мы тоже по земле ходим и понимаем, что в пределах возможностей нам помогают. На фоне других транспортных ведомств это большое дело. Все нам по-доброму завидуют.
Также мы защищаем права ветеранов. Если ветеран обратился к нам с жалобой, мы обязательно ему поможем. Только у нас, железнодорожников, есть такая стройная структура ветеранской организации, которой нет больше ни в одной отрасли. Наш Центральный совет объединяет более 700 тыс. ветеранов-железнодорожников, в его структуру входят более 3 тыс. первичных ветеранских организаций. Она позволяет нам оказать помощь любому ветерану и защитить его права, если потребуется.
И конечно же, мы ведём патриотическую и воспитательную работу в коллективах. Стараемся привлекать ветеранов к культурно-массовым мероприятиям. Это очень большая сфера нашей деятельности. Например, у нашего центрального аппарата даже есть хор. Он часто выступает на праздниках в Центральном дворце культуры железнодорожников.

– Много ли железнодорожников, уходя на заслуженный отдых, продолжают заниматься общественной деятельностью в Советах ветеранов. Как вы мотивируете своих членов? Насколько активны ветераны на дорогах?

– Надо сказать, что если здоровье позволяет, то многие ветераны продолжают взаимодействовать со своими коллективами. Некоторые начинают занимаются преподавательской работой в институтах и колледжах. Многие выступают в средствах массовой информации. Все с удовольствием участвуют в общественных мероприятиях, особенно связанных с Днём Победы, Днём железнодорожника, Днём компании и другими праздниками. И, что важно, любят принимать участие не только в их проведении, но и в подготовке.

– В этом году исполняется 35 лет Центральному совету ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта. Как планируете отмечать эту дату?

– Многочисленные ветеранские организации на железнодорожных предприятиях существовали ещё до войны. Но лишь в 1984 году они были объединены в единую структуру – Организацию ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта. Совместным решением коллегии МПС и президиума ЦК отраслевого профсоюза был создан Центральный совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта. Этот орган стал координирующим в организаторской деятельности ветеранских организаций на железных дорогах, предприятиях и в организациях.
По случаю знаменательной даты мы снимаем фильм о нашей ветеранской организации в формате интервью с известными ветеранами-железнодорожниками. В нём будут кадры с празднования Дня Победы и Дня железнодорожника, участия ветеранов в субботниках. Также мы приготовили памятные значки и готовим специальный «Вестник ветеранов» – журнал, который расскажет о деятельности Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России. С 26 по 28 июня пройдёт сетевое совещание, которое будет посвящено юбилею организации.
– Как вы взаимодействуете с Благотворительным фондом «Почёт»?

– Через него наши ветераны получают материальную помощь, которая обусловлена положениями Коллективного договора и отдельными указаниями компании. Кроме того, мы проводим совместную работу в музеях железнодорожного транспорта и комнатах боевой славы. Совместно дополняем экспозиции, следим за ними, устраиваем экскурсии для школьников. Сейчас мы курируем 225 музеев.

– В этом году в компании будет заключён новый Коллективный договор. Есть ли у Совета какие-либо предложения по изменению раздела документа, посвящённого неработающим пенсионерам компании?

  – Сейчас для нас главная задача – сохранить в будущем документе то, что прописано в действующем Коллективном договоре. Руководство компании и профсоюз обещали оставить всё без изменений. Ну и по возможности мы бы хотели решить отдельные вопросы с площадками, где находятся Советы ветеранов, и оргтехникой.

– Какая работа проводится с молодым поколением железнодорожников?

– Наши ветераны, когда уходят на пенсию, никогда не теряют связь с коллективом. Они встречаются с молодыми железнодорожниками, рассказывают о тонкостях работы на железнодорожном транспорте. Сам коллектив всегда приглашает ветеранов на праздники и другие отраслевые мероприятия. Многие ветераны помогают молодёжи в вопросах безопасности движения поездов. Ну и, конечно же, вместе с молодыми работниками они участвуют в проведении акций и праздничных мероприятий.

– Николай Петрович, поделитесь, в чём секрет вашей энергии и молодости?

  – Мой секрет прост – это спорт. Я очень полюбил волейбол. Когда был молодым, никогда им не занимался и не интересовался. Но в 45 лет меня пригласили поиграть, и я втянулся. И теперь каждый четверг для меня святой день (смеётся). В семье уже все давно знают, что в этот день недели ничего планировать не стоит, а лучше вообще меня не беспокоить.
Конечно же, оставаться в тонусе мне помогает работа в Центральном совете ветеранов. Когда я прихожу сюда, забываю о своём возрасте и перестаю болеть. Так что ещё один секрет моей молодости – это активная работа, особенно та, которой отдал 45 лет.
Дарья Чикиркина, газета «Гудок»

Новости

Контакты