Степан Сонин мечтал стать инженером-строителем, но его планы разрушила авария. Уже пять лет близкие борются за его восстановление.
В сентябре 2020 года 17-летний Степан Сонин шел в гости к бабушке по знакомой дороге в Воркуте. Несколько часов спустя прохожие обнаружили парня в тяжелом состоянии и вызвали скорую. Позже оказалось, что Степана сбил нетрезвый водитель.
Пять лет спустя близкие все еще борются за восстановление парня: он перенес несколько курсов реабилитации, и благодаря поддержке близких и работе врачей научился самостоятельно дышать.
Один курс реабилитации стоит почти полмиллиона рублей. Специалисты рекомендуют проходить по меньшей мере два таких курса в год. Всю коммуникацию по сборам средств взял на себя Даниил, друг Степана, который и обратился на платформу «Поможем вместе».
Степан Сонин родился в 2002 году в Воркуте. Он рос в семье с мамой, младшим братом и бабушкой. Все свободное время мальчик проводил с родными.
— Степан с самого детства очень хорошо рисовал, — вспоминает Татьяна, его мама.
— Поэтому он поступил на строительный факультет, там много черчения и подобных дисциплин, ему все это хорошо удавалось. Когда я вспоминаю о прошлом, я всегда говорю "в нашей прошлой жизни". Последние пять лет прошли в больницах, и я уже толком не помню, как мы жили раньше.
Со школьной скамьи Степан подрабатывал, чтобы поддержать семью. После 9 класса поступил в колледж, где учился на инженера-строителя. Учился хорошо, получал стипендию. В школьные годы ему особенно нравились уроки немецкого языка, он даже побеждал в школьных олимпиадах по этому предмету.
Друзья помнят Степана как надежного и доброго парня.
— Со Степаном мы учились вместе с 5 класса, — рассказывает его друг Даниил.
— Потом он ушел учиться в колледж, а я остался в школе до 11 класса. Степан был хорошим другом, мы общались почти каждый день, даже летом.
Воркута — небольшой шахтерский город, развлечений немного, поэтому ребята часто собирались компанией у кого-то в гостях. На летних каникулах на базе школы работала трудовая бригада, куда отправляли только самых надежных учеников.
— Нам со Степаном тоже удавалось попасть в эту группу. И он так хорошо справлялся, что его даже несколько раз премировали, — добавляет Даниил.
19 сентября 2020 года обычный день закончился трагедией. Степан, как всегда в выходные, собрался навестить бабушку.
— В тот день мы с компанией друзей сидели у меня дома. Моя мама работает фельдшером, и тогда у нее была ночная смена. Она ушла на работу, а я позвал ребят поиграть в компьютерные игры. Мы пообщались, а в восемь вечера Степан ушел, — вспоминает Даниил.
На центральной улице, переходя дорогу по привычному маршруту, Степана сбила машина. За рулем сидел водитель в нетрезвом состоянии. Парень получил обширные травмы головы и туловища.
— За всю свою жизнь в Воркуте я только дважды слышал от знакомых, что они попали в ДТП. И второй случай был как раз со Степаном. Когда мне позвонили и сообщили об этом — я сначала не поверил, — говорит Даниил.
Чтобы ухаживать за Степаном, его маме в 2021 году пришлось оставить работу. Теперь уход за сыном занимает все ее время. Она регулярно ездит со Степаном на реабилитации — специалисты говорят, что курс занятий необходимо проходить минимум дважды в год.
Однако есть серьезная проблема — стоимость одного 30-дневного курса реабилитации составляет 480 000 рублей. Для семьи, живущей только на государственные пособия, это неподъемная сумма.
В трудную минуту рядом с семьей оказался Даниил — друг Степана. Он взял на себя сбор средств, чтобы помочь оплатить дорогостоящие реабилитации.
— Я и мама Даниила работали в медицине, поэтому мы знали друг друга и дружили семьями. Когда пришла беда — мы сплотились еще сильнее. Даня как-то сказал «своих не бросаем». И он часто пишет или звонит, чтобы спросить, как у нас дела, — говорит Татьяна Игоревна.
Первый год после аварии стал особенно тяжелым — мама практически не выходила из больницы. Тогда друзья Степана начали вести группу в соцсетях, и благодаря этой огласке семья смогла съездить на реабилитацию в Москву.
Поддержка пришла не только от Даниила. У Степана есть лучший друг Андрей — они дружат буквально с песочницы, лет с 5-6. Каждый раз, когда семья едет на реабилитацию или возвращается с нее, он приезжает помогать.
— Даже мальчики, которые уехали учиться в другие города, часто звонят нам или приходят в гости, когда бывают в Воркуте. Степан очень добрый парнишка, поэтому друзей у него много. Часто они собираются вокруг него, разговаривают о чем-то, а он их слушает, — отмечает мама.
Даниил планирует продолжать помогать семье друга. По его словам, каждый курс реабилитации дает Степану шанс на улучшение состояния.
— После аварии мы поговорили по телефону с Татьяной Игоревной. Я постарался успокоить ее — сказал, что мы со всем поможем. И вот уже пятый год я помогаю им. В республике Коми многие знают об этом случае. Об этом ДТП писали в газетах, была очень большая огласка. И поэтому на уровне администрации республики нам часто оказывают помощь.
За эти годы молодой человек освоил непростую науку взаимодействия с государственными органами.
— За эти пять лет я узнал, как взаимодействуют госорганы между собой: Минздрав, Социальный фонд и другие. Первое время я не понимал, как это все устроено, и уже по ходу дела приходилось разбираться. Нам удалось открыть несколько сборов: на технические средства реабилитации, на специальное белковое питание и на медицинские расходники.
Семья Степана Сонина не теряет надежды. Каждый курс реабилитации — это шаг к тому, чтобы парень смог стать более самостоятельным. И благодаря неравнодушным людям эта надежда остается живой.
— На реабилитациях у меня появились друзья. И я вижу, как люди в таком же или более тяжелом, чем у Степана, состоянии спустя 5-7 лет восстанавливаются и встают на ноги. За эти пять лет я увидела много разных случаев, и знаю, что шансы есть у всех, — с надеждой говорит Татьяна Игоревна.
Помочь семье можно через платформу «Поможем вместе».