Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Дальневосточной железной дороги

Легенда Сахалина

На Сахалине трудится старейший на сети дорог начальник станции.

Сахалин – это не только удивительная история и самобытная природа, но и люди – сильные и верные своему островному миру. Одна из них – начальник станции Пугачёво Ким Ок Дя, или на русский манер Наталья Ивановна Ким. В январе исполнилось ровно 50 лет с тех пор, как она начала работать в движении, а 44 года из этого полувека успешно руководит станцией.

Наталья Ивановна давно стала легендой Сахалина. Она старейший начальник станции на сети дорог. Год назад разменяв восьмой десяток, почётный железнодорожник Ким Ок Дя продолжает ходить в смены как дежурный, подавая пример молодым.

Ким Ок Дя – чистокровная кореянка. Хотя она прожила на Сахалине 71 год, речь всё равно выдаёт её инородное происхождение. В первые минуты разговора сложно понять её быстрый, как река, поток слов. Постепенно, настраиваясь на волну и энергию этой невысокой и стремительной в движениях женщины, ловишь себя на мысли, что тебе доступен язык эльфов – именно так воспринимаются русские фразы в корейском исполнении. Второе удивление – это её безусловная, абсолютная любовь к железной дороге и к своей станции, к слову, лучшей на Сахалине.

Непростая история семьи Натальи Ивановны для сахалинцев привычна. В начале XX века после Русско-японской войны южная часть острова отошла Японии. Родителей Ким Ок Дя привезли сюда из Южной Кореи в качестве бесплатной рабочей силы. Когда после Второй мировой советская власть утвердила на острове свои права, корейцам предложили вернуться на родину, но многие решили остаться.

Отец трудился шахтёром, мама воспитывала шестерых детей, Ким Ок Дя была второй по старшинству. Маленькой худенькой корейской девочке Наташе, как и её братьям и сёстрам, всё детство приходилось отвоёвывать место под солнцем. Дома они говорили на родном языке, за его пределами – на русском. Смешное произношение, необычная внешность и чёрные, как угольки, глаза выделяли её среди сверстников. Но сложности только закалили характер. Для себя Ким Ок Дя решила: буду владеть устной и письменной русской речью не хуже других. Запоем читала русских классиков.

После школы Наташа решила выучиться на врача, но не прошла в мединститут по конкурсу. Вернулась в родное Взморье и случайно увидела объявление – железной дороге нужны стрелочницы.

«Начальник станции встретил меня хмуро. Недоверчиво посмотрел на щуплую фигуру и повёл показывать, как переводить стрелку, – вспоминает Наталья Ивановна. – Направление на медкомиссию он мне вручил со словами: надеюсь, врачи тебя забракуют. Мужчины вечно подтрунивали надо мной, когда я всем телом висела на стрелке, чтобы её сдвинуть, или чистила снег – его на Сахалине бывает много, по полметра и выше. Но я молча упиралась и делала своё дело».

Позже Наталья Ивановна несколько лет проработала на станции Цапко, а в начале 1977-го её перевели начальником на Пугачёво. С тех пор эта станция для Ок Дя как родная.
«Мы всегда жили в бараках. Когда я стала начальником, захотелось станцию сделать домом, чтобы всем здесь было хорошо», – говорит она.

Её дочь нет-нет да и упрекнёт в шутку: «Мама, ты железную дорогу любишь больше всего на свете». А она и не спорит, лишь улыбается и улетает мыслями в прошлое. И вспоминается ей, как 31 декабря 1978 года с грудным ребёнком на руках принимала станцию после капитальной реконструкции, как отчаянно спорила со строителями о недоделках. Как в 2009 году – и снова по иронии судьбы в Новый год – заступила на дежурство. Снег шёл не переставая, началась пурга. Снежной лавиной на перегоне Заозёрная – Пугачёво с пути выбило тепловоз и снегоочиститель. Все силы железнодорожников были брошены на спасение людей и техники. То её дежурство растянулось на долгих четыре дня.

Небольшая станция Пугачёво, плотно окружённая сопками, и сегодня задаёт ритм жизни в одноимённом посёлке.

Когда на Сахалине началась перешивка колеи с японского на общесетевой стандарт ширины, Ким Ок Дя предполагала: вот пустит первый поезд по обновлённому пути и уйдёт на пенсию. Ошиблась: поезда уже идут по колее 1520, а у неё желания и сил работать не убавилось. Слава богу, и здоровье не подводит.

Наталья Ивановна славится и своим гостеприимством. Это известно всем коллегам, кто останавливался на станции Пугачёво. Будь ты начальник дороги, ревизор, путеец или обычный пассажир, застрявший здесь из-за непогоды, начальник станции неизменно накормит своим фирменным пян-се – сочной паровой булочкой с капустно-мясной начинкой и пряными специями.

На вопрос, не тянет ли в Корею, Ким Ок Дя отвечает: «Два раза была у сестёр в Сеуле, но всегда хотела вернуться домой, на Сахалин, в Пугачёво. Тут вся моя жизнь».

Наталья Кузьмина

Новости

Семейное дело

Ветеран Дальневосточной дороги, почётный железнодорожник Людмила Бударина отметила 29 марта 80-летний юбилей.