Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Южно-Уральской железной дороги

Инициативный ветеран

Ему свойственны отзывчивость, доброта и стремление быть нужным железной дороге.
Каждый год весной на протяжении вот уже десяти лет председатель совета ветеранов Каменск-Уральского узла, бывший машинист Валентин Осадчук с коллегами высаживают цветы у памятника паровозу Л-4305. Не отступили от традиции и в этот раз, только приняв предосторожности из-за коронавируса.
За рассадой Валентин Васильевич съездил в оранжерею Егоршинского производственного участка Екатеринбургской дистанции гражданских сооружений. Когда закончился субботник и все расходились, ветеран немного постоял у паровоза. С ним у него связано много воспоминаний. На такой же вот машине он начинал свой трудовой путь длиною в 40 лет. Паровоз установили в 2009 году, в честь 75-летия депо. Идея с постаментом, которую выдвинул инициативный председатель узлового совета ветеранов, была насколько хороша, настолько и трудна в исполнении. Нужен был «человек-мотор», который бы всё продвигал. У Осадчука оказалось всё необходимое – и авторитет, и настойчивость. Удалось собрать единомышленников – руководителей отделения дороги Сергея Неха, а затем и сменившего его на этом посту Вадима Логачёва, заместителя начальника депо по ремонту Павла Евдокимова, начальника восстановительного поезда Анатолия Горева, начальника станции Сергея Тимкина. Сегодня паровоз у вокзала – визитная карточка Каменска-Уральского.
В этом году активный ветеран беспокоится уже о другом городском проекте. Хочет в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне переформатировать старый сквер на улице Кунавина. Чтобы появилась площадь у памятника синарским железнодорожникам – для проведения городских массовых мероприятий. С его авторитетом – он ещё и входит в состав городского совета ветеранов – такое под силу.
– В годы войны от железной дороги зависела жизнь страны: снабжение фронта боеприпасами, продовольствием, по ней эвакуировались раненые, – рассуждает ветеран. – Вклад железнодорожников в Победу велик, надо, чтобы последующие поколения помнили об этом.
Ему не довелось воевать: его боевой опыт – это учебные стрельбы на Тихом океане, во время службы в ВМФ. В шестидесятые он нёс вахту на флагманском крейсере «Адмирал Сенявин», был старшиной 1-й статьи. За отличную службу был поощрён отпуском домой. Сразу после встречи с семьёй уходил в депо – узнать, как там дела. Впрочем, и депо было для него как родное: отец Василий Прокопьевич не один десяток лет проработал здесь помощником машиниста, трудился машинистом и старший брат Николай.
Решение стать железнодорожником у парня возникло ещё в детстве: родительский дом находился рядом с депо, в окружении путей: одна ветка шла на Курган, другая на Челябинск. Сызмальства привык к паровозным гудкам. Однако когда пришла пора, то поступил в училище на специальность «слесарь по ремонту промышленного оборудования». Друзья уговорили. Однажды пообщался с мастером производственного обучения Борисом Градобоевым.
– Я рассказал ему, что хотел работать на паровозе, водить поезда, – пояснил Валентин Васильевич.
И неожиданно нашёл в нём понимание. Оказалось, что мастер и сам когда-то был помощником машиниста и что его до сих пор тянет подняться в кабину локомотива, вести поезд.
– Борис Васильевич говорил мне: «Ты потом всё равно придёшь на железную дорогу, если ты её по-настоящему любишь – она тебя не отпустит…»
Так и получилось: ещё на практике, в первый год работы на заводе, его руководители пошли навстречу парню и разрешили ему перевестись в паровозное депо.
После демобилизации наш герой с удивлением обнаружил, что за четыре года локомотивный парк почти весь заменился на тепловозы. Но ему ещё довелось поездить пару лет кочегаром в пассажирском движении – на участке Каменск-Уральский – Челябинск протяжённостью 163 км. В 1971 году, когда завершится электрификация участка Каменск-Уральский – Курган, нашему герою первому доверят поехать по маршруту в составе локомотивной бригады с машинистом Михаилом Вершининым. Их связка в той исторической поездке демонстрировала преемственность поколений: молодой помощник Валентин Осадчук, один из первых выпускников-машинистов дортехшколы № 1, и опытный Михаил Вершинин. Бригаде при отправлении поезда со станции Каменск-Уральский вручили символический ключ от электрифицированного участка.
– Это было яркое событие, по ходу маршрута проходили митинги, нас встречали пионеры, – вспоминает Валентин Васильевич.
В Шадринске, куда прибыл поезд, их сменяла локомотивная бригада с соседней дороги. Там тоже был торжественный митинг, и в суете молодой помощник не заметил, как ключ, который они должны были доставить обратно в Каменск-Уральский, куда-то исчез. Уже через много лет, в 2017 году, он случайно найдёт его в одном из станционных музеев Южно-Уральской дороги. Музейщики не захотели с расставаться с ключом, и тогда пришлось пойти на компромисс: заказать точную копию исторического раритета. Ключ сейчас хранится в музее совета ветеранов Каменск-Уральского узла.
За ударный и добросовестный труд Валентин Осадчук отмечен многими наградами, среди них – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, к 2001 году имел знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
Он давно уже на заслуженном отдыхе. Но отдыха не получается. С Осадчуком это понятие трудно совместимо. Работа в саду, на посту совета ветеранов – городского и вот уже почти 15 лет узлового, участие в выступлениях творческих коллективов. Каждые пять лет он организует встречу выпускников дортехшколы, юбилей которой собираются отметить в следующем году. Пандемия коронавируса спутала многие их планы. Пока не сняли режим самоизоляции, Валентин Васильевич живёт с супругой Татьяной Андреевной в саду на станции Перебор, который он сам и организовал в 1990 году. Их навещают дочь Наталья с мужем Евгением – оба трудятся на железной дороге. С ними приезжает и внук Савелий. Дед его очень любит.
– Можно сказать, что дочка «подарила» его к моему 70-летию: Савелий родился в 2015 году, в октябре, и у меня есть мечта, что когда он вырастет, то продолжит нашу семейную традицию, – рассуждает наш герой.
Второго июня они снова собрались вместе – отметить 75-й день рождения Валентина Васильевича.
Владимир Андреев, газета «Уральская магистраль"

Новости