Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Горьковской железной дороги

Свидетель строительства Волжской рокады

Активисты Совета ветеранов побывали в гостях у очевидца и участника строительства Волжской рокады

В начале декабря активисты Совета ветеранов Казанского территориального управления Горьковской магистрали побывали в гостях у очевидца и участника строительства Волжской рокады – жительницы татарстанского села Муслимы Набиуллиной. Они не только навестили пенсионера, но и записали её воспоминания о том времени.

Начало войны. Муслима – ученица пятого класса. Но несмотря на юный возраст, школьникам приходилось и трудиться. Наравне со взрослыми. Муслима Набиуллина вспоминает: в их доме жили двое сотрудников НКВД 3-го отделения строительства железной дороги на участке Ключи – Каратун. На прокладке железнодорожной линии были заняты в том числе заключённые. На работу их сопровождали под охраной. Они жили на первом этаже деревенского клуба, а на втором – немцы Поволжья. Их тоже охраняли. Остальных строителей разместили по частным домам.

- В 1942 году по заданию председателя колхоза группу девчат из нашей деревни направили на строительство железной дороги. Работы продолжались с апреля по сентябрь. Трудились с утра до ночи, - поделилась воспоминаниями Муслима Набиуллина рассказала гостям из совета ветеранов.

- Выполняли в основном земляные работы: таскали на носилках и возили на тачках дёрн, землю. Их постоянно контролировал десятник – следил, чтобы выполняли норму. Уставали сильно. Школьники всё это видели, жалели девчат, по возможности помогали им, чтобы те успевали выполнить норму: у многих на строительстве работали родственники.

Волжская рокада общей протяжённостью 978 км была построена всего за полгода в разгар Великой Отечественной войны – в 1942 году. Она проходила от станции Иловля, расположенной в 80 км от Сталинграда, до станции Свияжск (30 км от Казани) через Саратов, Сызрань и Ульяновск. Эта линия обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем и успех Сталинградской битвы.

История строительства Волжской рокады особенно близка тем, кто работает или прежде работал на этой линии. Поиск свидетелей и участников строительства ведётся ветеранами железнодорожных предприятий станции Буа постоянно. Такие рассказы становятся частью экспозиции комнаты трудовой и боевой славы станции Буа, с которой хранители экспозиции стараются познакомить как можно больше земляков: приглашают в гости школьников, организуют передвижные выставки.

- Минувшей осенью мы вывозили экспозицию комнаты трудовой и боевой славы в Апастовский район Татарстана. Здесь, общаясь с местными жителями, мы и узнали о Муслиме Набиуллиной, проживающей в селе Болын-Балыкчы. А 3 декабря вместе с председателем Совета ветеранов Апастовского района Гульнурой Насибуллиной побывали у неё в гостях, пообщались, записали её воспоминания, - рассказал Ильгиз Нигматулин, бывший начальник Буинской дистанции пути, заместитель председателя Совета ветеранов Казанского узла ГЖД. – Теперь воспоминания Муслимы Набиуллиной пополнят экспозицию комнаты трудовой и боевой славы на станции Буа. А наши ветераны продолжают поиск очевидцев событий военного времени.

Новости

НА ОСТРИЕ ВОПРОСА — МЕДИЦИНА

23 августа состоялся дорожный семинар-совещание ветеранского актива Горьковской железной дороги. Наиболее волнующими темами для пенсионеров-железнодорожников остаются медицина и сохранение исторического наследия.