Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Юго-Восточной железной дороги

Война во мне останется навсегда

Рассказ о ветеране труда и участнике Великой Отечественной войны, железнодорожнице Зинаиде Алексеевне Минаковой.

На встречу с ветераном труда и участником Великой Отечественной войны, железнодорожницей Зинаидой Алексеевной Минаковой, я шёл в слегка «растрёпанном» настроении. Смущал возраст собеседницы – 97 лет. Даже не успокаивали слова председателя Совета ветеранов Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Татьяны Семируниной о том, что Зинаида Алексеевна всегда рада гостям и встречает их сама.

Дверь открыла моложавая женщина, лет 65 – 75. Обнялась с Татьяной Викторовной, попросила меня войти. Указала на вешалку. Приняла от меня пакет с тортом, который мы принесли для Зинаиды Алексеевны – в конце апреля у неё был день рождения, исполнились те самые 97 лет… И тут фраза, сказанная Татьяной Семируниной, ввергла меня в состояние лёгкого шока: «Ну как чувствуете себя, Зинаида Алексеевна?»

- Не понял, - уже я вступил в беседу двух женщин. – А Вы тезка, дочь, племянница ветерана и участника Великой Отечественной войны Зинаиды Минаковой?

- Нет, - ответила встретившая нас хозяйка дома. – Я и есть Зинаида Алексеевна Минакова. Паспорт показать?

Я не думал, что меня можно чем-то смутить. Оказалось, что ещё не все жизненные чудеса я повидал…

Предложили сразу к столу – чайку с тортиком попить. Решили поначалу поговорить, а уж потом за стол. Перешли в зал большой, просторной, двухкомнатной квартиры. Везде чистота, порядок, приятно пахнет, уютно. Добротная мебель. Некоторую, даже ещё супруг Зинаиды Алексеевны делал. Столько лет прошло, а она в отличном состоянии.

- Рукастый он у меня был, - со вздохом сказала она.

Я поинтересовался, кто помогает в уборке квартиры, кто готовит ей.

- Всё сама, дочери рядом нет, работает. – начала свой рассказ Зинаида Алексеевна. – Я до 85 лет всё лето на огороде проводила, а он был не маленький, плюс дом на мне: сама сажала все, ухаживала, полола, урожай собирала и консервацию «крутила». У меня вот такие помидоры, огурцы и перец вырастали… Вся округа за секретами огородными прибегала. А какие я пирожки пеку! Вон, Таня знает, никогда они у меня не черствеют. Особый рецепт. Так что в уборке по дому и на кухне я сама всё делаю, помощниц нет. Возьмусь окна мыть, скажем. Одно вымою, прилягу, отдохну. Так и на кухне: тесто намешаю, в холодильник на час, а сама за книжку или к телевизору – новости слушаю. Я всегда политикой интересовалась. Помню, ещё молодой была, так последние деньги могла на билет на лекцию потратить и среди зимы, в жуткий мороз, вечером на неё пойти, лектора слушать.

Рассказ Зинаиды Алексеевны, льётся как ручей: звонко, без каких-либо водоворотов и порогов. Речь правильная, слова выверенные, никаких слов-паразитов. Любой молодой оратор позавидует таким оборотам. Так незаметно перешли к её воспоминаниям.

Зинаида Алексеевна, родилась и выросла в 30 километрах от Белгорода, в районном центре Шебекино, что раскинулся в излучине живописной реки Нежеголь.

- Люди тут чудесные жили и живут, - начала она свой рассказ. – все добрые, искренние. Всегда готовы на помощь прийти, помочь. Жили бедно все, но жили легко и весело, помогая друг другу. Двери в домах не запирали, а лопатой или веником припирали, чтобы показать, что никого в доме нет. У нас корова была, частный дом. Чем могли с соседями делились, они нас, когда могли, чем-то угощали. Нас в семье было четверо: брат и сестра были старшими, следом я и младшая сестрёнка. Брат вместе с отцом, которому уже тогда исполнилось 46 лет, в первые дни войны, добровольцами на фронт ушли. Слава Богу, вернулись они домой живыми, хоть и ранены были не раз. Брат страдал «куриной слепотой», лишь смеркаться начнёт – ничего не видел. Я всё думала, как он с таким зрением на фронте? Он скрыл это в военкомате, когда на фронт уходил, хотя мог получить освобождение. Не стал даже думать об этом.

Зинаида Алексеевна встретила войну 16-летней девочкой. Первыми в её дом пришли советские солдаты и офицеры, которые часто повторяли, что «Шебекино сдавать никак нельзя, а то до самого Дона отходить будем». Однако, уже в мае 1942 года, ей пришлось уйти из дома – полчища фашистской нечести надвигались. Квартировавшиеся у них в доме советские офицеры сказали, что таким молоденьким девчонкам делать на передовой пока нечего. Сегодня-завтра начнутся тяжелые бои, поэтому надо уходить. Собрали нехитрый скраб в узел, мама положила хлеба, творога, сала и отварной картошки в дорогу и отправила, перекрестив её, в неизведанный путь. Сама осталась дома с самой младшей дочкой и сыном старшей дочери. Обнялись, поплакали и простились на долгие 4 года.

Долгий путь от Шебекино до Мичуринска, куда дошли беженцы, а вместе с ними и 17-летняя Зинаида, прошли пешком, а это без малого почти 500 километров. Останавливались в сёлах на ночь, где то их пускали в дом, где-то стелили на сеновале, а где-то и вовсе спали под открытым небом.

- Хорошо, что шли уже по теплому, правда в воспоминаниях того времени очень чётко запечатлелось чувство постоянного голода, - говорит Зинаида Алексеевна.

Уже в Мичуринске она попыталась проситься на фронт, но её не взяли – «ещё мала для войны», такой была формулировка военного чиновника, принявшего у неё документы.

Её и ещё нескольких девчат собрали вместе и отправили на строительство завода в Челябинске, оборудование для которого везли из Киева.

- То время забыть невозможно и абсолютно неважно сколько пройдёт после этого лет. Таких трудностей, таких лишений я не пожелаю никому, даже злейшему врагу. Жили в выкопанной здоровущей землянке, оборудованной по типу вагонных купе. Трудились сутками – надо было срочно запускать завод. Не переставала проситься на фронт и тут повезло. Узнала, что формируется санитарный поезд.

- Пришла, сказала, что грамотная, что 8 классов окончила, что крови не боюсь, - рассказывает Зинаида Алексеевна. - Но оказалось, что дороги войны пройду в банно-прачечном поезде. Никогда не думала, что были такие. Это целый завод на колесах. Состав подходил и становился на прикол в нескольких десятках километрах от передовой. К нам привозили солдат, которые мылись в душевых, они сдавали грязное белье, а после помывки получали чистое и шли опять в бой. Нам свозили тонны грязного белья. Стирали шинели, ушанки, форму… Работали без остановки по 12 часов: неделю днем, следующие 7 дней – ночью. Ни минуты на отдых. Это был сплошной конвейер. Периодически паровоз уходил с пустой цистерной и заполнял её водой, потом возвращался. Сказать, что было тяжело – значит, ничего не сказать. Я работала в сушилке, развешивала выстиранное белье. Температура в помещении доходила до 70 градусов со знаком «плюс». В иные моменты казалось, что кровь закипает и мозг взорвется, вот прямо сейчас. Чуть позже меня перевели на участок стирки. Это был рай. Хоть и работа тяжелейшая, но прохладно и руки перестала маслом мазать от постоянных ожогов.

Не обошли стороной Зинаиду Алексеевну и боевые дежурства, когда девушки получали оружие и становились на охрану поезда.

- Я помню, когда были под Смоленском, - рассказывает Зинаида Алексеевна. – Наш поезд расположился в низине, у реки, а город был на возвышенности, почти как на ладони. Я смотрела на руины старинного, красивого русского города и хотелось плакать от отчаянья и навалившегося на всех нас горя. Мы никогда не жаловались на то, что нам трудно работать в поезде, что недосыпали и не доедали. Мы смотрели на наших солдат, защитников, освободителей, на их изнеможённые лица и понимали насколько им тяжелее, чем нам. Когда выходили в боевое дежурство, чувствовали себя сопричастными к великой войне, которая обязательно должна была привести к победе нашего народа над фашистскими захватчиками.

Были правда и другие причины чувствовать себя в самом пекле военных действий. Банно-прачечный поезд не раз подвергался бомбежке, на состав устраивали диверсию – пытались взорвать, на глазах у Зинаиды Алексеевны погибали её подруги. Было и переформирование состава из-за потерь и повреждений оборудования и самого поезда. После одного из таких переформирований состав отправили на 3-ий Белорусский фронт, с войсками которого Зинаида Алексеевна дошла до Восточной Пруссии, где она и встретила Победу.

- Это был самый замечательный день в моей жизни, - вспоминает ветеран. – Мы проснулись от стрельбы, криков. Перепуганные выскочили из поезда, думали, что нас атакуют фашисты. Оказалось всё наоборот: мы победили, это наши солдаты стреляли в воздух, празднуя победу наш фашистской Германией.

Зинаида Алексеевна проработала ещё год в Бобруйске до 1946 года. Вернулась домой. Встречали её только родные: корову пристрелили фашисты, от дома ничего не осталось – он был уничтожен при бегстве врага. Семью приютил брат отца, отдав им для жилья флигель.

Потом был долгий поиск работы, переезд в Белгород. Муж старшей сестры работал на железной дороге, помог устроиться кладовщиком. А с 1947 года Зинаида Алексеевна начинает работать в отделе санэпидемстанции на железной дороге. Была тогда необходимость в этой службе: послевоенная тяжелейшая пора породила страшную болезнь, ставшую по сути массовой – педикулез. Санитарная обработка стала главным оружием в борьбе с этой эпидемией. 15 лет своей жизни Зинаида Алексеевна и отдала ещё одной войне и победила.

Ну а после ликвидации службы и санитарных пропускников на железной дороге она перешла на работу в узловую расчетную контору, прошла специализированные курсы технической школы и стала работать товарным кассиром. В целом Зинаида Алексеевна отдала работе на железной дороге почти 40 лет.

За свою жизнь она заслужила не только почетное звание участника Великой Отечественной войны, но и ветерана труда. С почётом и любовью её проводили на пенсию в 1985 году.

- К сожалению, по понятным причинам, - говорит председатель Совета ветеранов Белгородского центра организации работы железнодорожных станций Татьяна Семирунина. – в нашем коллективе осталось всего 3 свидетеля тех страшных событий. Мы частые гости у Зинаиды Алексеевны и не только по праздникам. Она всегда доброжелательна и гостеприимна, всегда рада гостям. Воспитала двоих детей. У неё 4 внуков и 4 правнуков. Встречает нас своими знаменитыми пирожками и чаем. Любит петь, знает и помнит множество песен. Ей есть, что рассказать нашей молодежи и у неё есть чему поучиться. Она полна позитива, положительных эмоций и воспоминаний, которыми она с радостью делится.

Наши ветераны – наша гордость. Это несгибаемые люди, благодаря которым наша страна стала великой, непобедимой державой. Мы просто не можем забывать о подвигах наших дедов, бабушек, которые ковали Великую Победу на фронтах, в тылу. Вечная память – недожившим до сегодняшних дней. Здоровья и долголетия – ныне живущим.

ВИТАЛИЙ СОЧКАН

Фото автора

Новости