Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Южно-Уральской железной дороги

Вопреки голоду и холоду

В преддверии Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны ветераны путевой машинной станции № 173 рассказали о своём детстве.
Их родители приходили с фронта инвалидами, их дома сгорали от снарядов, а непосильный труд во благо победы подрывал здоровье. Но, несмотря на все невзгоды, они пережили это тяжёлое время.

Сейчас дети войны уже пенсионеры. Люди этого поколения, прошедшего суровые испытания, работали в ПМС по нескольку десятков лет. Даже женщины, на вид хрупкие, справлялись с самой тяжёлой работой не хуже мужчин. И шпалы деревянные таскали, и электрошпалоподбойками работали, и вручную разгружали платформы со щебнем, а потом растаскивали его носилками – балластировали путь. Тем не менее о послевоенном времени они вспоминают с удоволь­ствием. Сложной работы не боялись, ведь ещё с детства привыкли не пасовать ни перед чем.

История предприятия неразрывно связана с историей страны. Когда беседуешь с ветеранами, неизбежно сталкиваешься с фактами, событиями, которым внимания уделяется маловато. В памятные даты принято вспоминать в основном фронтовиков. Но ведь есть и другие свидетели трудового подвига народа, без которого не было бы победы. Тогда они были детьми – по возрасту, по годам, но спрос с них был совсем недетский. Они трудились, заменив родителей, может, даже не до конца осознавая всю важность своей работы. Слушая их рассказы, не перестаёшь удивляться, откуда же брались силы.

Клавдия Гулицкая
Только на четвёртую нашу встречу с Клавдией Гулицкой я решилась расспросить её о детстве, о времени, проведённом в оккупации. Понимая, как тяжело ей даются воспоминания, я и сама терзалась, что вынудила её вновь пережить самые тяжёлые моменты жизни. Не заснув всю последующую ночь, я засомневалась, стоило ли так её беспокоить. Стоило! Ведь она всей своей жизнью доказывала, что всегда нужно ответственно относиться к любому делу и никогда нельзя забывать прошлое. Она придерживалась этих принципов и когда учила детей, и когда стала железнодорожником. Не упала духом, не озлобилась. Зная, что в ПМС-248 на станции Бердяуш (потом вошла в состав ПМС-173) 
народ всякий, разный, я неожиданно услышала от неё, что люди здесь трудились исключительно хорошие, работящие.

– Когда началась война, мне было 13, – рассказала Клавдия Васильевна. – Мы жили в посёлке Елакино, в 9 километрах от Днепра. Отец сразу отправился на фронт, мать осталась одна, а нас, детей, было семеро. Через месяц после начала войны, 24 июля 1941 года, посёлок сгорел за один день. Красная Армия отступала. 

Два года жители находились в оккупации. До морозов люди жили в окопах, устроив подобие землянок. С наступлением холодов ушли в другую деревню, к бабушке. В одной комнате жило несколько семей, всего 14 человек.

– Освободили эти места от фашистов в августе 1943-го, – вспоминает ветеран. – Братьям было 8 и 10 лет. Они заготавливали дрова, а я, старшая из детей, работала в колхозе. Трудились с рассвета до заката. Весной, чтобы засеять землю, мешки с семенами приходилось носить самим из района, за три километра. Лошадей не было, техники тоже, пахать не на чем. Пытались сначала пахать на себе, но эта задача была непосильна для истощённых женщин и детей – плуг не шёл. Выручили коровы.

Летом Клавдия заготавливала торф, который использовали в качестве топлива. Сначала рыли траншеи, разрезали его на «кирпичики», складывали в штабеля и отправляли на просушку.

– Но труднее всего было собирать лён, – говорит железнодорожница. – Только за день по норме нужно было обойти семь соток. Он очень жёсткий, руки всегда в занозах, ведь надеть на них нечего. 

Победе все были рады. Вернулся домой отец, он освобождал Кёнигсберг, дошёл до Берлина. Но остался инвалидом – без руки и без ноги.

Лидия Горшенина
Лидия Горшенина трудилась на железной дороге распределителем работ. В ПМС-173 она была с момента его основания. В годы войны жила с мамой в Нижегородской области. Отца в первые дни войны забрали на фронт, как и деда, – оба вернулись живыми. А маму с началом боевых действий отправили рыть окопы.

– Жили очень бедно, голодали, – вспоминает Лидия Ильинична. – Но хлеб нам давали, пекли лепёшки из подгнившей картошки. Налог на семьи был непосильным. Нужно было сдать 40 килограммов мяса, 2 килограмма шерсти, 100 килограммов масла и 100 литров молока. Для себя ничего не оставалось. За работу в колхозе начисляли трудодни – палочки и ничего больше. Питаться приходилось тем, что найдёшь.

Лошадей из колхоза забрали на фронт. Женщины запрягались в борону – еле ноги передвигали. На себе и дрова возили.

– В колхозе из мужчин остались только малолетки, – вспоминает наша собеседница. – Младшему брату мамы было 13 лет. Когда пахали, он попал под плуг, его раздавило насмерть...

Рида Исинькина
Монтёр пути Рида Исинькина в военные годы жила в Татарстане. В 1941 году ей было всего четыре года. Отец ушёл на войну и вскоре погиб, а Рида заболела тифом. Всю зиму лежала одна в палате, но выжила. Весной маму и тётю забрали на фронт рыть окопы.

– Когда я пошла в школу, одежды и обуви толком не было, ходила босиком, – вспоминает железнодорожница. – Мы помогали взрослым, как могли. Но не по желанию, заставляли всех. Вместе с другими девочками собирала в поле колоски в тряпичные сумки.

По словам нашей собеседницы, во время войны с питанием было не так плохо, как после неё. Приходилось просить милостыню в соседней деревне. Рида очень боялась собак, да и стыдно было. Говорила, что лучше голодать, чем просить.

Фарзана Нестерова
Женщина, тоже монтёр пути, в годы войны жила в одной из деревень Красноармейского района Челябинской области. В семье было четверо ребятишек, старший брат с 10 лет трудился в совхозе.

– Отец работал в трудовой армии. Мы и не помним моментов, когда он был с нами, – рассказала Фарзана Галеевна. – В 1943 году его отпустили на сутки домой, в то время родилась сестрёнка. Затем он снова вернулся на работы и вскоре там погиб.

Испытав все невзгоды в воен­ное время, дети тех лет стойко трудились и на железной дороге, невзирая на трудности. В снег и в дождь, зимой и летом, без собственного жилья и без спец­одежды. Не унывали, работали на совесть и показывали пример другим. Они и сейчас, когда им уже за 80 лет, поражают позитивом, хорошей памятью и добротой. Мы благодарны, что они рассказывают о своём нелёгком детстве в оккупации или в тылу, о том, как восстанавливали страну. Мы гордимся, что на нашем предприятии трудились такие люди. Они являются для нас примером во всём.
Татьяна Петрова, газета Призыв

Новости