Советы ветеранов

Межрегиональный Совет ветеранов Южно-Уральской железной дороги

По следам стройки века

Двое воспитанников железнодорожной школы сняли видеоролики о строительстве БАМа.
Ученики Никита Ниохрин и Анастасия Шкерина приняли участие в сетевом конкурсе исследовательских работ «Факты, мифы и легенды Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Он проводился среди учеников общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» и воспитанников Детских железных дорог и был ­организован к 45-летию начала строительства БАМа. Для своего исследования ребята могли выбрать любую тему, связанную с историей 
и перспективами развития легендарной ­магистрали.
На первом этапе конкурсантов оценивали дорожные комиссии. Среди критериев оценки: чёткость формулировки темы, её оригинальность, а также логичность построения работы, обоснованность выводов автора, разнообразие использованных источников. Во второй этап вышли 48 работ и уже среди них определялись лидеры. Один из роликов ребят Южно-Уральской железной дороги взял «бронзу», а качество работы второго было высоко оценено специалистами.

– Моя мама работает учителем географии, – рассказывает Анастасия Шкерина. – Когда я была маленькая, она не раз рассказывала о строительстве Байкало-Амурской магистрали, о том, как это было тяжело. Эта тема меня очень заинтересовала. Жаль только, что в восточную сторону нашей страны мне ездить на поездах ещё не приходилось. Надеюсь, в будущем смогу восполнить этот пробел.

Девушка вспоминает, каким непростым был процесс сбора информации для создания видеоролика на тему «Вклад уральцев в строительство БАМа». Для начала школьница начала штудировать интернет. Однако электронные каталоги особо не помогли: здесь хранились в основном общие сведения. Тогда она направилась в библиотеки и музеи столицы Южного Урала, пытаясь найти данные об участниках стройки века.

– В погоне за фактами уходило очень много времени, – признаётся наша собеседница. – К сожалению, в основном данные касались участников в целом и каких-то особо выдающихся личностей. Но меня же интересовали именно земляки. А вот по ним информацию приходилось собирать буквально по крупицам.

Параллельно с ней над своим проектом «Легендарные строители БАМа» трудился Никита Ниохрин.

– Я заинтересовался этой темой в прошлом году, когда посетил международную школу на территории Республики Бурятия, – рассказывает парень. – Там я занимался в кружке краеведения и много узнал нового про строительство магистрали. Понравилось настолько, что захотел принять участие в сетевом конкурсе.

В итоге ребята решили обменяться частью информации и даже объединить поиски. И тут удача им улыбнулась. В совете ветеранов Южно-Уральской магистрали им помогли, что называется, выйти на след настоящих очевидцев тех событий. Так удалось найти Фаину Фёдоровну и её мужа Николая Петровича Поповых. Они приехали на БАМ в 1977 году вместе с двумя детьми. Именно от них ребята узнали, как железнодорожники работали и обустраивали быт в таких сложных условиях.

Фаина Фёдоровна с удовольствием вспоминала о тех днях.

– Самое интересное, что супруг, будучи в отпуске, просто решил отправиться посмотреть на стройку века, – улыбается она. – В итоге позвонил домой, взволнованный. Сказал, чтобы я готовилась к переезду – настолько он впечатлился.

Николай Петрович устроился в дистанцию сигнализации и связи, а Фаина Фёдоровна – в дистанцию гражданских сооружений. Климатические условия действительно оказались очень суровыми. Зимой по ночам температура воздуха опускалась до минус 50 градусов по Цельсию. Днём «теплело» до 40. Спасала лишь, как правило, безветренная погода.

– Жизнь была такая же, как и везде, надо было работать, несмотря на морозы, – говорит ветеран. – Мы тогда были молодыми, трудились весело. К нам приезжали известные артисты. Активно развивалась самодеятельность. А какая там природа! Особенно красиво, когда распускаются лиственницы, которые зимой стоят как обожжённые. Весной начинает цвести малина, мать-и-мачеха. Неподалёку от того места, где мы жили, текла горная река. Она была очень холодная, но купались мы с удовольствием и не болели.

На вопрос, трудно ли было работать, Фаина Фёдоровна просто машет рукой. Мол, это первопроходцам было очень сложно. Тем, кто прорубался через леса, возводя легендарную магистраль: жуткие морозы зимой, мошка летом… А тем, кто её эксплуатировал, было существенно проще.

– Кстати, наши земляки внесли огромный вклад в строительство и обслуживание, – объясняет железнодорожница. – Только в нашей дистанции было около 20 челябинцев. А сколько их было на самой стройке, сосчитать трудно. Это очень сильные люди, которым характера не занимать.

Подготовленные работы южноуральских ребят жюри конкурса оценило очень высоко, а Анастасия Шкерина даже завоевала «бронзу».

– Сетевое мероприятие – очень интересный проект, с исследовательской точки зрения, – уверен директор школы-интерната №15 ОАО «Российские железные дороги» Юрий Редько. Ребята узнали много интересного и нового благодаря использованию архивных документов, разговорам с очевидцами. Это огромный толчок для внутреннего развития нашего подрастающего поколения. Вообще мы всеми силами стараемся поддерживать таких энтузиастов. Более того, уже на уровне государства осознали важность научно-практической деятельности детей.
Александр Кичигин, газета «Призыв»

Новости