ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Башни… Какими они бывают? Высокие и низкие, древние и не очень. От самого слова «башня» веет чем-то величественным, загадочным и монументальным. А как Вы думаете, что может связывать эти сооружения с железной дорогой?  
Оказывается, раньше и невозможно было представить железную дорогу без водонапорных башен. Развитие паровозной тяги диктовало свои условия ¬¬– без заправки водой паровоз не мог двигаться. Тут на помощь и пришли водонапорные башни. Они были связаны подземными водопроводами с колонками, которые стояли возле путей. Иногда труба, из которой заправлялись водой паровозы, торчала прямо из стены башни. В верхней части находился резервуар с водой, в нижней стоял паровой котёл и насос.
    Сама башня возводилась обычно в форме цилиндра или восьмигранника, устремленного в небо. Нижнюю часть выкладывали из кирпича, а верхняя зачастую была деревянной. Чаще всего такие башни неповторимы, а в элементах их конструкции можно разглядеть отсылки к архитектуре самых разных эпох и континентов. В зависимости от направления и размера станции реализовывались разные типовые решения башен. Сейчас по ним можно судить о загруженности и масштабе железнодорожных узлов.
    Ну а теперь отправимся в путешествие по станциям Северной железной дороги, посмотрим, действительно ли водонапорные башни так величественны и загадочны? Рядом с въездом на грузовой двор станции Ярославль-Московский расположилась водонапорная башня. Аккуратно выкрашенная в коричневый цвет с подчеркивающими белым цветом арками над окнами и орнаментом по периметру в двух ярусах. Стоит отметить, что исторически станция Ярославль-Московский была первой, так как именно сюда пришла в 1870 г. железная дорога из Москвы.    
Сегодня от Ярославля до Костромы можно добраться на скоростном электропоезде «Ласточка», но мы перенесемся на  сотню лет  назад и продолжим путешествие на поезде во главе с паровозом.  Следующая остановка, где наш локомотив сможет заправиться водой ¬ - станция Лютово. В 1887 году здесь была возведена водонапорная башня. Она запечатлена на кадрах фильма «Красная площадь» Василия Ордынского. К сожалению, год назад башня была снесена.
А вот и станция Нерехта. И по сей день она нас встречает небольшим, но сохранившим свою историческую сущность, вокзалом и водонапорной башней. История вокзала г. Нерехты начинается с 1885 г., когда началось его строительство по проекту талантливого художника-архитектора Ефима Севастьяновича Бикарюкова. В то время вокзал стал уголком культуры в городе, где даже проводили показы мод. В зале ожидания вокзала работал знаменитый на весь город буфет Желтова. Там стояли столики, и гостей вкусно угощали; в красном же углу висела большая икона преподобного Пахомия Нерехтского, у которой всегда горела лампада. Водонапорная башня потеряла свою исходную функцию – подавать воду в паровозы, однако прекрасно дополняет железнодорожную композицию.
Продолжим путь до Костромы. Сегодня все поезда прибывают на станцию Кострома – Новая, что расположена на левом берегу Волги, где и основная часть города. До постройки железнодорожного моста в 1932 году, соединяющего оба берега, станция Кострома (как Вы уже верно догадались ¬¬– старая) находилась на правом берегу, путь являлся тупиковым. Она была открыта в 1887 году. Конечно же, на станции была построена и водонапорная башня. Время шло, и вот здание старого вокзала уже стало жилым домом, а водонапорная башня…. Как ни странно, оказалась пристроенной  частному дому. И по сей день этот объект существует.
Из Нерехты можно продолжить движение по ветке в южном направлении до станции Шуя. Ее история началась в 1868 году. Примечательно, что история Северной железной дороги ведется именно с открытия движения по Шуйско-Ивановской линии.  Отреставрированное здание вокзала с резными наличниками на окнах и изящной башенкой с часами встречает пассажиров как в конце 19 века. А вот водонапорная башня, менее примечательная, чуть не повторила судьбу лютовской.
В последнее время становится популярным развитие туристических маршрутов на железных дорогах. Нередко можно встретить и паровозы, ведущие ретро-поезда. А вот водонапорные башни на станциях, увы, уже никогда не будут использоваться по своему прямому назначению. В лучшем случае они станут частью архитектурного ансамбля вокзального комплекса и будут удивлять пассажиров своей самобытностью.
Сохраняя культурное наследие, мы сохраняем и частичку себя для будущих поколений.
Исчезающее наследие железных дорог
Абрамова Елена
Работник компании
Северная железная дорога
Финалист конкурса
Призер фестиваля
«ПЕРОн»