ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Мой отец был машинистом. Когда я был ребенком, он часто ездил на велосипеде в депо, и я всегда просил взять меня с собой. Для меня это было целое путешествие! Огромные локомотивы, бесконечно длинные поезда, необычные здания. И когда мы приезжали, на площадке возле старого веерного депо и поворотного круга отец оставлял меня охранять велосипеды, а сам отправлялся по делам. Мне не было скучно, я глазел по сторонам и рассматривал все вокруг. Не знаю почему, но больше всего в моё сознание впечатался памятник, который был установлен возле входа в административное здание. Он назывался «Человек труда». Это фигура работника в полный рост: прямая спина, плечи расправлены, голова приподнята, взгляд устремлен вперед. Он одет в рабочую одежду: туфли, штаны с подтяжками, рубаха, рукава засучены по локоть. Никаких лишних деталей. От него веяло простотой и силой. Именно таким в моей голове отложился образ железнодорожника.
    Понимание, что меня окружает огромное культурно-историческое наследие железнодорожного транспорта, было со мной всегда. С самого детства я бегал через железнодорожный парк на стадион «Локомотив», на вокзале стоял паровоз «Феликс Дзержинский», да и само название города, в котором я вырос, говорило само за себя. Узловая – именно железнодорожники почти 150 лет назад дали это название станции, которая выросла в небольшой город. Судьба распорядилась так, что я продолжил трудовую династию. Когда я начал работать на железной дороге, я осознал насколько масштабно это наследие в Тульском регионе. Постепенно любовь к истории родного края превратилась в мое хобби. И сейчас я бы хотел вам немного рассказать об истории железных дорог на Тульской земле.
    Первая железнодорожная ветка в нашей стране была открыта 1837 году, а уже во второй половине девятнадцатого столетия строительство железных дорог приобрело огромные масштабы. Тульская губерния не осталась в стороне, и через нашу землю пролегли три исторические магистрали.
    Первая линия прошла через Тулу. Это была Московско-Курская железная дорога. В 1867 году по ней пошли первые поезда. Московско-Курская ветка строилась на государственные деньги и имела большое значение, так как была головным участком Южной железной дороги, по которой еще до революции можно было добраться до Севастополя.
Каждый год я ездил к моей бабушке в Курск с Московского вокзала Тулы. Его монументализм всегда вызывал у меня трепет. Меня поражало, как гармонично вокзал воспринял влияние эпох. Построенный в 1868 году он достраивался и реконструировался, менялся его внешний и внутренний облик. Это здание помнит встречи Толстого и Тургенева, прибытие моряков-героев «Варяга» и Царской семьи. Рядом с ним стоит бронепоезд «Туляк», а внутри огромные картины героического труда и отдыха советских людей. Я думаю, что этот вокзал - значимая культурно-историческая фигура не только Тульской области, но и всей нашей страны.
    Московско-Курская железная дорога пересекла Тульскую губернию с севера на юг, а с востока на запад через нас пролегла другая историческая магистраль – Сызрано-Вяземская. Движение по ней было открыто в 1874 году. Строилась ветка на частные средства, а уже 1890 году государство, оценив ее значение, выкупило дорогу в казну.
Среди множества станций этой дороги появилась станция Хрущевская. Она стала узлом трех направлений – на Елец(южное), на Тулу(западное), на Ряжск(восточное). Первоначальное название не прижилось, а железнодорожники все чаще называли ее «Узел», «Узелок». И в 1877 году станция Хрущевская была переименована в станцию Узловая. Так появился мой родной город. Читая архивные документы, я понимаю, что Узловая всегда была важным железнодорожным пунктом. Уже при открытии движения она имела мастерские и депо на 12 паровозов. Через Узловую шло интенсивное пассажирское движение. Например, два раза в неделю ходил скорый поезд «Санкт-Петербург-Владивосток», ежедневно ходил почтовый поезд «Санкт-Петербург-Челябинск», можно было уехать в Москву или Елец, в Сызрань или Вязьму. Станция и депо развивались и уже до революции обслуживали почти 100 паровозов.
Этим летом я возил пассажирские поезда от Тулы до Калуги. И когда ехал по этой старой дороге, мой взгляд невольно привязывался к уникальным историческим деталям: где-то сохранился сарай для багажа, где-то водонапорная башня или паровозная колонка. Проезжая мимо красивых вокзалов и станций, иногда я думал о нелегком труде первых железнодорожников, о том насколько технологичны современные локомотивы по сравнению с паровозами. Для меня очень важно быть причастным к такой богатой истории, и работу на этом участке я воспринимаю, как продолжение добрых трудовых традиций.
    В советское время Сызрано-Вяземская железная дорога имела большое значение и была сильно перестроена, из-за чего она во многом потеряла свой исторический облик. А вот параллельно идущая ветка Смоленск-Раненбург Рязано-Уральской железной дороги была менее востребована и сохранила свой уникальный архитектурный стиль. Линия Смоленск-Раненбург (ныне Чаплыгин) была открыта в 1899 году, и являлась важной транспортной артерией для перевозки хлеба к прибалтийским портам, ведь в то время Российская Империя была мировым лидером по экспорту зерна. Примечательно, что изначально это была полностью частная железная дорога, и таковой она оставалась до самой революции. На станции Волово, где эта дорога пересекалась с Сызрано-Вяземской, все службы железнодорожного хозяйства делились на два парка – казенный и частный. Было два дежурных по станции, две товарные конторы, две кассы, два телеграфа, и даже паровозных депо было тоже два.
Также эта ветка останется в истории, как место последнего пристанища великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Именно по ней он отправился в свое последнее путешествие, но в пути заболел, и был вынужден остановится на станции Астапово, где спустя неделю умер в доме начальника станции. Позже Астапово переименуют в станцию Лев Толстой.
    После перестройки, в период всеобщего упадка перевозок, линия Смоленск-Раненбург пришла в почти полное запустение. Участок Горбачево-Волово-Куликово Поле вовсе был законсервирован, а в 2001 году с него была снята рельсошпальная решетка. По сути, ветка перестала существовать, но не перестала существовать память о ней, тот вклад, который она внесла в культурное и промышленное развитее тех мест, где она пролегала.
Много размышляя об этом, я пришел к выводу, что культурно-историческое наследие железнодорожного транспорта - это не только магистрали, вокзалы, памятники, но также это и люди. Люди, которые формировали традиции, которые трудились на благо родины, которые передали нам эту память. «Человек труда» в моем депо именно об этом нам говорит.
Большое значение всегда имела преемственность поколений. Опыт, знания и любовь к своей работе передавались от наставника к ученику, от отца к сыну.  Каждая трудовая династия хранит своё культурно-историческое наследие. Кто-то хранит награду отца, а кто-то газету со статьей о своей бабушке, я храню петлицу от кителя моего деда, он тоже был машинистом - это часть истории моей семьи.
    Заканчивая свой рассказ, я хочу сказать, что Российские Железные Дороги имеют огромное культурно-историческое наследие. Мы должны сохранить его и преумножить.
Человек труда
Щелкунов Павел
Работник компании
Московская железная дорога
Финалист конкурса