ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Практически всю свою жизнь Евгений Юдович Либин (1909 — 1985) был тесно связан с железнодорожным транспортом — с того самого первого дня, когда он в трехлетнем возрасте впервые увидел действующий паровоз. На протяжении своей трудовой деятельности он доказал на практике две простые истины: не место красит человека; и один в поле может быть воином и иногда даже одерживать победы.
Евгений Юдович тридцать один год (с 1945 по 1976 гг.) работал преподавателем курса «Автотормоза» в школе машинистов Октябрьской дороги. Всю его творческую деятельность можно разделить на три направления: совершенствование методики преподавания тормозов, изобретательство и рационализаторство, производство экспертиз по крушениям и авариям.
Преподавать Е.Ю. Либин начал еще в 1935 г. будучи студентом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТа). К моменту окончательного перехода на преподавательскую работу в 1945 г. он уже обладал большой практикой работы на паровозах в качестве кочегара, помощника машиниста и машиниста, а также бесценным опытом эксплуатации подвижного состава в условиях боевых действий советско-финляндской войны (в составе военно-эксплуатационных формирований НКПС) и Великой Отечественной войны (служба в должности старшего паровозного техника 72-го отдельного дивизиона бронепоездов Ленинградского фронта). Эта деятельность Евгения Юдовича была отмечена орденом Красной Звезды, медалями и значком НКПС СССР «Ударник Сталинского призыва».
Е.Ю. Либин строил свою преподавательскую деятельность с четкой ориентацией на конечный результат. Выпускник школы машинистов должен возвращаться на железную дорогу с ясными и твердыми знаниями предмета, умением применять их в своей работе и уверенно действовать в нештатных ситуациях, обеспечивая тем самым безопасность движения, соблюдение требований ПТЭ и других инструкций, выполнение графика движения поездов. Такие черты как пустословие, заумные рассуждения, расплывчатость, нечеткость формулировок и определений Е.Ю. Либин считал совершенно недопустимыми.
Основной вклад в совершенствование методики преподавания автотормозов Евгений Юдович внес разработкой принципиальных конструктивных схем кранов машиниста № 222, 328, 334э и 395. Эти схемы, будучи плоскостными, полностью отражают конструкцию и взаимодействие всех узлов и деталей приборов. При изучении приборов управления тормозами при помощи таких схем учащимися одновременно осваиваются конструкция и принципиальная схема работы данного прибора. По этим же схемам легко анализируется бóльшая часть неисправностей. Данные схемы впервые были опубликованы в журнале «Электрическая и тепловозная тяга» (ныне «Локомотив») № 2 за 1965 г. вместе с письмом группы машинистов локомотивного депо Дно Октябрьской дороги «Лучше знать автотормоза, в совершенстве владеть мастерством ведения поезда».
Другим важным вкладом Е.Ю. Либина в совершенствование методики преподавания тормозов было изменение подхода к преподаванию конструкции и действия тормозных приборов (прежде всего, кранов машиниста и воздухораспределителей). В то время многие считали, что машинист должен детально знать весь сложный «лабиринт» путей воздуха по отверстиям внутри тормозных приборов. При этом сложилось четкое убеждение, что заучивание данного «лабиринта» и есть «глубокое» знание тормозных приборов. Без этих заучиваний машинист якобы не сможет понимать процессов, происходящих в приборах, и даже не сможет управлять тормозами.
По мнению же Е.Ю. Либина, которое постепенно одержало верх, такой подход отвлекал учащихся от понимания важных процессов, происходящих в приборах. Для понимания сути дела нужно только знать, какую схему соединений дает золотник, т.е. откуда и куда пойдет воздух, а не расположение отверстий, их форму и размер. Евгения Юдовича по праву можно считать автором методики преподавания курса
«Автотормоза», пригодной для всех уровней обучения. Подтверждение тому — так называемые «схемы Либина» являются штатным оборудованием автотормозных классов всех профильных учебных заведений на полигоне Октябрьской магистрали — начиная с детской железной дороги и заканчивая университетом путей сообщения. Творческое наследие Либина высоко ценил преподаватель курса «Автотормоза» кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ЛИИЖТа, доцент В.Н. Фомченков, который, несколько доработав «схему Либина», ввел ее в научно- методический оборот.
Следует отметить, что схемы тормозных приборов, начерченные Е.Ю. Либиным, отличались не только наглядностью, но и эстетическим совершенством. Успех данных схем был вызван тем, что их автор соединял в себе знания инженера, талант методиста-преподавателя и способности художника. Именно поэтому эти схемы получили широкое распространение. Они были воспроизведены в различных учебниках и учебных пособиях (к большому сожалению, без указания автора).
У Евгения Юдовича была заветная мечта — написать и издать учебник по тормозам. Можно сказать, что ему это почти удалось — с 1953 г. его статьи стали периодически появляться в профессиональных изданиях, а с 1976 г. журнал «Электрическая и тепловозная тяга» начал регулярно публиковать его статьи, а также подготовленные им материалы к викторине по автотормозам. Таким об- разом, Е.Ю. Либину удалось опубликовать основные положения своей методики преподавания тормозов. Последняя его статья — «Укрощение тормозной волны» — была опубликована в журнале  «Локомотив» № 3 за 2006 г., т.е. через 21 год после его смерти. И по сей день данный материал не утратил своей актуальности.
Творческое наследие Либина высоко ценил член-корреспондент Академии наук СССР, один из изобретателей воздухораспределителя № 483, доктор технических наук, профессор В.Г. Иноземцев, который часто привлекал Евгения Юдовича к рецензированию своих учебников.
Свою изобретательскую и рационализаторскую деятельность Е.Ю. Либин начал еще в 1928 г. (до поступления в ЛИИЖТ) не прекращал ее до последних дней своей жизни.
Результатом этой деятельности стали внедренные в объеме всей сети железных дорог СССР одно изобретение и два рационализаторских предложения, которые используются на «пространстве 1520» до сих пор.
В 1949 г. им был изобретен тормозной кран машиниста с двумя положениями «Перекрыша» — «Перекрыша с питанием» и «Перекрыша без питания». Этим изобретением была решена проблема создания универсального крана машиниста, пригодного для установки на грузовые и пассажирские локомотивы. До этого изобретения для грузовых и пассажирских поездов применялись два типа кранов машиниста отдельно для каждого рода поездов. Это изобретение было использовано в кранах машиниста № 222, 394 и 395 производства Московского тормозного завода.
В 1959 г. было внедрено рационализаторское предложение Е.Ю. Либина «Об изменении размера выхода штока тормозного цилиндра тендера», устранившее случаи самопроизвольного затормаживания тендеров паровозов серий СО и Эр в пути следования по израсходованию части запаса воды и топлива. <…>
Творческое наследие Е.Ю.Либина
Либин Сергей
Неработающий пенсионер компании
Октябрьская железная дорога
Финалист конкурса