Новости

«Ветераны относятся к хору с большой любовью, поэтому у них всё получается!»

Заместитель директора ДКЖ в Санкт-Петербурге Джумбер Ханагуа – о работе творческого коллектива

Хор ветеранов труда, детей войны и жителей блокадного Ленинграда был основан в 1982 году. Это один из старейших коллективов Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Сейчас в нем 40 участников от 60 до 90 лет.

Коллектив много выступает на различных площадках Санкт-Петербурга и его пригородах. В репертуар хора входят разножанровые произведения: это классические, народные, духовные произведения, военно-патриотические, лирические песни, а также песни о Родине, Петербурге и песни современных  авторов.

Мы поговорили с заместителем директора Дома культуры железнодорожников Санкт-Петербурга Джумбером Ханагуа и руководителем хора Ларисой Конаревой. Они рассказали нам в чем заключается секрет горящих глаз хористов, необычном старинном подарке, вдохновившем ветеранов и о свадьбе двух пожилых участников. 

Хор ДКЖ

О возрасте участников  

Заместитель директора ДКЖ Санкт-Петербурга Джумбер Иванович Ханагуа:
Средний возраст участников хора составляет 73 года. Самому молодому – чуть больше 60, в коллективе его шутя называют "нашим мальчиком". В прошлом году в мае к нам ходила хористка, которой почти 90 лет. С возрастными участниками мы занимаемся отдельно из-за их физических ограничений.

Коллектив существует с 1982 года, и среди хористов есть те, кто с нами уже не первый десяток лет – таких всего 1-2 человека, и они очень возрастные. Нам тяжело, когда количество участников сокращается, особенно когда мы узнаем о смерти кого-то из хористов, или кто-то решает уйти из-за здоровья. Мы очень переживаем за наших ветеранов, принимая каждую утрату близко к сердцу.

Для хормейстера Ларисы Леонидовны участники хора – как родные. Они часто собираются вместе, устраивают чаепития и отмечают праздники, что делает их почти одной семьей.

Лариса Леонидовна Конарева, хормейстер:

10 лет назад пара из нашего хора решила пожениться – участнице хора сейчас 90 лет, а её супругу – 89, они до сих пор посещают репетиции. Есть люди, которым 95 лет, и они очень хотят приходить в хор, но из-за состояния здоровья их не отпускают родные. Сейчас среди участников есть несколько жителей блокадного Ленинграда, это очень стойкие люди.

В силу возраста хористы требуют более внимательного отношения к себе. Они часто звонят мне, чтобы пообщаться и получить моральную поддержку. Вместе мы отмечаем дни рождения и юбилеи, навещаем хористов в больницах, оказываем им помощь в трудных жизненных ситуациях. 


О востребованности и поездках на выступления 

Д.Х.: Каждый год в сентябре объявляется общий сбор. До конца октября участники
восстанавливают навыки и готовятся к работе. Они часто выступают в Санкт-Петербурге, недавно давали концерт для участников СВО, стараясь поддержать наших ребят. Хор участвует в районных и городских мероприятиях. Пару раз мы ездили с гастролями в Москву, но дальние поездки для нас рискованны, учитывая возраст участников. Нас приглашают на большие всероссийские конкурсы, и мы рассматривали возможность участия, но из-за состояния здоровья наших исполнителей пока откладываем эти планы.  

Тем не менее, приглашений в Санкт-Петербурге хватает, и хору всегда есть где выступить. Мы неоднократно выступали перед губернатором города. До пандемии ветераны участвовали в конкурсах почти каждый месяц и часто занимали призовые места. Сейчас таких мероприятий меньше, но хор продолжает успешно выступать на многих городских площадках.

Хор ДКЖ

О привлечении новых участников 

Д.Х.: Новые участники узнают о нас через Совет ветеранов, который помогает с объявлениями. Некоторые нынешние хористы буквально передают свои места в хоре по наследству! В коллективе есть дальние родственники и даже родные сестры.  

В среднем количество участников – 40 человек. Однажды встал вопрос о том, чтобы сократить количество, прекратить набор в группу. Но потом мы поняли, что если к нам приходит пожилой человек и говорит о своем желании петь – мы просто не можем ему отказать. К репетициям ветераны всегда стараются выглядеть свежее, моложе, бодрее. Когда им говорят, что через пару недель состоится выступление, они сразу преображаются, приходят на репетиции с горящими глазами. А после выступлений они гордятся тем, как они выступили, приходят просить отгул за свою работу (смеется). 

Репетиции обычно проходят два раза в неделю по два-три часа, а перед выступлениями могут проходить и трижды в неделю. С солистами занимаемся отдельно.  

Для ветеранов хор – это не только пение, но и возможность общения, обсуждения своих забот. После репетиций они расходятся по домам радостными и счастливыми.


О работе над репертуаром  

Д.Х.: Большинство хористов раньше не выступали или имеют небольшой опыт. Некоторые приходят с опытом пения в хоре или музыкальной школы, а кто-то всю жизнь пел как любитель. В нашем коллективе есть два профессионала, серьёзно занимавшихся музыкой всю жизнь. 

Л.К.: Для хормейстера такие люди – настоящая поддержка, они знают, что такое хоровая музыка и обладают хоровой культурой, часто помогают начинающим участникам в изучении партий. И если кто-то из новичков не разбирается в нотах, мы оформляем запись графически, со стрелочками.

Д.Х.: Главное, что люди относятся к хору с большой любовью, и поэтому у них всё получается.

70% нашей работы заключается в подготовке участников к выступлениям. Поначалу люди смущаются и нервничают перед большим выступлением: иногда на концерте заметно, что только ко второй-третьей песне они перестают бояться и раскрывают свои способности. А уже ко второму-третьему большому концерту видно, как они гордятся собой – ведь они поют наравне со всеми, и больше нет никакого страха и стеснения. 

В коллективе царит поддержка и взаимопонимание, без конкуренции. Иногда среди солистов возникают недопонимания, но они быстро разрешаются. Без творческих конфликтов, мне кажется, никуда – люди ведь не только приходят «попеть», они стремятся к результату, стараются делать свое дело лучше и качественнее. 

У хора огромный репертуар, но также есть возможность обсуждать нововведения – если в коллектив приходит участник с небольшим опытом, он может предложить разучить песню, которую хорошо знает. Хористы очень ответственно и честно подходят к работе, объективно понимают, какие в их исполнении есть достоинства и недостатки – снимают себя на камеру телефона, пересматривают, анализируют ошибки. Наш хормейстер Лариса Леонидовна всегда готовится к репетициям и стремится к улучшениям – хотелось бы больше таких чутких специалистов.

Хор ДКЖ (Санкт-Петербург)

О курьёзных случаях в коллективе

Д.Х.: Однажды наш солист перепутал даты и не приехал на выступление. Мы нашли замену, и всё прошло хорошо. На следующий день он пришёл на репетицию как ни в чём не бывало, и даже обиделся, что мы не смогли до него дозвониться! Оказалось, что он был на даче, где плохо ловила связь. Позже он извинился и с тех пор всегда приходит на репетиции раньше всех.  

Пропуски репетиций без предупреждения случаются редко. Дисциплина в коллективе поддерживается силами самих участников, и мы всегда знаем, что кто-то заболел или уехал.


О гордости и признании хористов

Д.Х.: Награды в конкурсах безусловно очень важны для участников хора. Недавно я подметил, что для них очень важно признание внутри коллектива. Они обращают внимание на похвалу от своих партнеров, на особую атмосферу в коллективе. Эта атмосфера создается каким-то странным образом – над этим никто специально не работал, да и постоянная смена хористов, казалось бы, не способствует поддержанию общего духа. Я наблюдаю за работой хора уже 20 лет, состав участников несколько раз сменился за это время, но этот дух всегда присутствовал в коллективе.

Л.К.: В нашем хоре четырехголосие. До недавнего времени нашим солистом был Сырковский Виктор Алексеевич – почетный железнодорожник, сейчас ему 95 лет. 

Все 16 лет, что я работаю в хоре, коллектив был дружным. К каждому празднику мы делаем “огоньки” своими силами – устраиваем танцы.

Д.Х.: Я несколько раз присутствовал на их общих встречах. Они часто делятся впечатлениями после выступлений: «У нас новенькая девочка так хорошо выступила, у нее все получилось!». А кто-то говорит: «Нет, вы не в том месте вступили!». И остальные с ним спорят: «Нет, ты что, все было замечательно, это не из-за нее, а из-за меня!». Сразу заметно, как человек радуется и расцветает от того, что его приняли. 

Недавно нам подарили фортепиано – очень старый инструмент первой половины прошлого века. Нам удалось найти мастера и восстановить инструмент. У ветеранов появился музыкальный инструмент их возраста – это было стимулом для их энтузиазма, они очень радовались.

Поделиться в социальных сетях:

2024 – год железнодорожных традиций в ОАО «РЖД»