Советы ветеранов

Межрегиональная общественная организация ветеранов войны, труда и пенсионеров Московской железной дороги

Наследие ветерана

1 апреля отметил 90-летний юбилей почётный железнодорожник, ветеран труда Алексей Ковалёв из Брянска.
Семья и работа были и остаются главными ценностями почётного железнодорожника Алексея Ковалёва. Он немногословен, когда вспоминает войну, но охотно рассказывает о мирном времени, в котором его главными ценностями всегда оставались любимые семья и работа. Полвека посвятил он железной дороге, из них 17 лет отдал воспитанию и подготовке молодых специалистов.

Война началась для 10-летнего Алёши Ковалёва в родном Брянске, когда он увидел немецкий самолёт, летевший так низко, что был виден крест на его борту. А потом начались бомбардировки. Семья пряталась от налётов в бомбоубежище – землянке, которую вырыли во дворе своего дома, в Каретном переулке посёлка Брянск-Южный, на окраине города.

«Когда гитлеровцы оккупировали город, есть стало нечего, – рассказывает Алексей Михайлович. – Мы уехали к родственникам в деревню Прилепы Навлинского района Брянской области. Вскоре фашисты пришли и туда, расквартировались, нас выгнали в погреба и подвалы. Люди стали уходить в лес, в партизаны, но фашисты ловили их и вешали. Я видел эти казни... А когда в сентябре 1943-го фашисты отступали под натиском Красной армии, нас погнали в Германию».

Семью забрали практически в полном составе, в том числе сестру с трёхлетним ребёнком. Оставили лишь больного отца.
«От Прилепов до станции Навля гнали пешком, затем погрузили в вагоны и отправили под Кёнигсберг, – продолжает мой собеседник. – Кормить в пути начали только после голодных обмороков – баландой с тоненьким кусочком хлеба. Когда привезли, всех согнали на стадион и устроили «биржу труда», где потенциальные хозяева отбирали себе работников. Одних отправляли на заводы и шахты – типичные лагеря с бараками, обнесёнными колючей проволокой. Других – в домашнюю прислугу, к сельским бауэрам. Нашу семью к себе взял один помещик. Они ухаживали за скотом, работали в поле. Жили в сарае, питались брюквой. Чтобы не умереть с голоду, воровали яйца и яблоки. В феврале 1944 года нас освободили».

Семья Ковалёвых запрягла лошадь бывшего хозяина в повозку и поехала домой. «Ехали долго и трудно, я даже не помню сколько. Сначала брали еду в брошенных немецких домах, потом ели что бог пошлёт. В дороге от воспаления лёгких умерла дочка сестры. А когда приехали в Брянск, узнали, что наш дом сгорел, а отец замёрз в лесу. Всё было сожжено и разрушено. Нас снова приютили родственники, потом мы поставили себе времянку из подручных материалов. В этом домике и встретили День Победы. 9 мая услышали, как на улице люди кричат: «Победа! Победа!» Выбежали, обнимались все, целовались и плакали».

Алексей Ковалёв не любит перелистывать те страницы своей жизни, вспоминать войну, «германский» период. Говорит, что уже много-много лет избегает этой темы, чтобы не тревожить старые раны. Лишь слушая песни любимого поэта и артиста Владимира Высоцкого – глубокие по философскому осмыслению войны и сильные по энергетике, – ведёт с их автором молчаливый диалог о пережитом.

Война надорвала Алексея Ковалёва физически, но не сломала характер. Во всём он старался идти до конца и делать по максимуму. Если прикоснулся к паровозу, то должен им управлять. Если учиться, то на отлично – Брянский железнодорожный техникум окончил с красным дипломом, а позже получил и высшее образование в Днепропетровском институте инженеров транспорта. А если встретил девушку по сердцу, сразу женился. И для своих двоих детей – Светланы и Игоря – ему удалось стать лучшим в мире отцом.

Управлять паровозом Алексей стал в паровозном депо Восток станции Дебальцево на Донецкой дороге, куда его распределили после окончания техникума в 1957 году. Работал кочегаром, помощником машиниста, машинистом. За поездку перелопачивал 7–8 тонн угля. Приезжал домой выжатым. А уже была семья – жена и маленький ребёнок. Он часто ради семьи отказывал себе во многом и работал ещё усерднее. «Я гордился тем, что вожу большую машину, великого труженика и «генерала» железных дорог – самый мощный на тот момент паровоз «Феликс Дзержинский», – делится Алексей Михайлович.

В 1960 году Алексей Ковалёв переводится в локомотивное депо Брянск-2, где начинает ремонтировать локомотивы. Работает бригадиром в заготовительном цехе, затем мастером, потом инженером-технологом. С 1965-го занимал должность заместителя начальника по ремонту. «Работы было много, ответственной и интересной, – говорит он. – Когда на смену односекционным «шестидесяткам» пришли ВЛ80, пришлось потрудиться, чтобы перестроиться под новые машины. Сначала сам разобрался, помогал освоить новый ремонт коллегам. Организовали техучёбу, наладили обточку колёсных пар без выкатки...»

Его до сих пор вспоминают как требовательного и внимательного руководителя, за что и уважали. «Ошибка слесаря – это, как правило, остановка локомотива на линии, – говорит Алексей Михайлович. – Поэтому я требовал от своих сотрудников добросовестного отношения к работе. На ежедневных планёрках проводили тщательный разбор ошибок и упущений, всегда делали выводы, принимали меры. Воспитывал в своих сотрудниках настоящих слесарей-ремонтников железной дороги. Так же, как и в студентах, которые приходили ко мне на производственную практику из Брянского профессионального лицея № 2. Помогал молодым людям не только перевести знания в умения, но и старался сформировать чувство ответственности за безопасность. Каждый год ко мне приходили новые ученики».

В 1986 году Алексею Михайловичу вручили орден «Знак Почёта» – за высокие производственные показатели, а в 1991-м Алексей Ковалёв уйдёт из депо в тот самый Брянский профессиональный лицей № 2 мастером производственного обучения, чтобы всецело посвятить себя подготовке молодых железнодорожников. Алексею Михайловичу было уже далеко за 70, когда он ушёл на пенсию.

Наш герой и сегодня остаётся натурой цельной и деятельной. Занимается с гантелями, эспандером. Постоянно что-то пилит, строгает. Своими руками сделал кухонный гарнитур, шкаф для одежды. Много читает – исторические, биографические книги, поэзию Пушкина и Есенина. А рядом верный друг и любимая супруга Лидия, с которой судьба свела 70 лет назад. На вопрос, в чём секрет их долгого семейного союза, Алексей Михайлович отвечает: «Надо уважать друг друга, стараться понять и прощать ошибки».

Светлана Новаковская


Новости

Книга в дорогу

В международный день книгодарения, 14 февраля, в Центр пожилых людей Орловского регионального отделения Российского Красного Креста волонтеры Орловско-Курского передали в дар несколько десятков книг.

Жить мирно и счастливо

На прошлой неделе, 9 февраля, свой 95-тый юбилей отметил ветеран войны и труда Никифор Шевелев. Почти сорок лет жизни он отдал Московской железной дороге.