Советы ветеранов

Новосибирский региональный Совет ветеранов

И жизнь, и любовь, и судьба

Председатель Новосибирского регионального совета ветеранов Иван Гончаров отметил 90-летний юбилей.

Почётный железнодорожник, почётный ветеран железной дороги Иван Гончаров трудится на магистрали свыше 65 лет. И сегодня он каждый день приходит на работу в Деловой центр ЗСЖД, где его ожидают многочисленные заботы председателя регионального координационного совета ветеранов войны и труда.

Мои университеты

– Иван Алексеевич, как в вашу жизнь пришла стальная магистраль?

– Она со мной с самого детства. Мы жили в Бийске недалеко от станции. Один из моих родственников, дядя Дон, работал машинистом паровоза, и в материальном плане его семья была обеспечена значительно лучше. С другой стороны, меня привлекала энергетика. На нашей улице располагалась центральная электрическая станция города. Мне нравилось, как она работала, как гудела. Мальчишкой мечтал: «Вот бы объединить железную дорогу и электрическую станцию. Лучше профессии не придумать». Детская мечта сбылась: я приехал в Томск к родственникам, поступил в электромеханический институт инженеров транспорта на энергетический факультет и стал «электрическим» железнодорожником.

– Как познакомились с будущей супругой?

– Электромеханический и медицинский институты, где она училась, располагались практически напротив друг друга. И мы частенько проводили совместные вечера отдыха. На одном из них и познакомился с Наденькой. Сразу приметил красивую, скромную, светящуюся каким-то особым внутренним теплом девушку, пригласил на танец. Весь вечер мы вальсировали, а потом долго гуляли по ночному Томску. Не знаю, как Надя, а я уже тогда твёрдо решил, что мы поженимся. Только она поставила условие – свадьбу сыграем после окончания институтов. Но Надя получила диплом фармацевта-провизора на год раньше меня и уехала по распределению в Новосибирск. Я же ещё год «грыз гранит науки». В это время едва не погиб.

– Что произошло?

– После четвёртого курса проходил производственную практику на центральной электрической станции в Бийске, той самой, недалеко от которой жил в детстве. Меня включили в состав бригады, которая проводила капитальный ремонт одного из турбогенераторов. Через несколько дней котёл отремонтировали, включили в работу. Но был допущен какой-то дефект, произошёл взрыв. Электростанция рухнула, погребя под руинами всю бригаду, а это больше тридцати человек. Меня же словно ангел-хранитель спас: в тот день мастер пораньше отпустил домой.

– Не хотели сменить специальность?

– Нет. Мне по-прежнему хотелось стать начальником электростанции. Мой дипломный проект так и назывался «Передвижная электрическая станция». Его я защитил на «отлично», а к «красному» диплому получил ещё и удостоверение помощника машиниста турбины.

В середине июня 1952 года я окончил институт, 30 июня мы с Надей сыграли свадьбу, а уже 8 июля я приступил к работе на магистрали.

Лампочка Семешко

– Откуда начался ваш трудовой путь?

– Со станции Чулымской, меня назначили заместителем начальника электроподстанции. Попал в самую гущу событий: в то время узел как раз переводился с паровозной тяги на электровозную. Я буквально дневал-ночевал на производстве – был единственным в коллективе инженером. Зато прошёл хорошую школу под руководством начальника электроподстанции Дмитрия Митрофановича Мельникова, участника войны с Японией, очень грамотного и опытного энергетика. А через год меня перевели в Новосибирск начальником электроподстанции.

– А что такое электроподстанция?

– Это трансформаторные пункты, электрические сети, прожекторные мачты. В общем, вся энергетика на узле.

Сегодня в это трудно поверить, но в начале 1950-х путейцы, жившие в казармах на перегонах главного хода, не имели в своих жилищах электричества. При том, что системы автоблокировки были электрифицированы. Идея витала в воздухе: почему бы не подключить путейские казармы на перегонах к высоковольтной линии, питающей устройства автоблокировки. По инициативе замначальника дороги по пути и строительству Павла Семешко появилось соответствующее решение руководства магистрали. Претворять его в жизнь было поручено нашей электроподстанции.

Мы организовали бригаду из опытных монтёров, им была предоставлена съёмная дрезина ДМ и все необходимые материалы. Работа закипела. За лето «лампочка Семешко» появилась примерно в четырёх десятках домов путейцев на перегонах от Чулымской до Болотной. А через несколько лет при электрификации магистрали было принято решение строить рядом с технологической высоковольтной линией вторую, энергетическую, для питания электричеством станций и путейских казарм.

Главная должность 

– Какой из периодов трудовой жизни был самым запоминающимся?

– Когда я работал главным инженером Новосибирского отделения дороги. Эту веху я считаю самой главной в моей жизни. Всё на отделении было в моих руках: инфраструктура, техника, строительство, социальные вопросы. Я был в гуще событий, это приносило мне огромное моральное удовлетворение.

– У вас была команда единомышленников?

– Конечно. Помощниками мне были Владлен Олимпиади, много лет проработавший главным инженером локомотивного депо Новосибирск, Михаил Рольбанд, впоследствии главный инженер службы электроснабжения железной дороги, Владимир Кравцов – тогда главный инженер локомотивного депо Инская, легендарный Владимир Сажин со станции Инская. Команду рационализаторов на отделении возглавлял Андрей Афанасьев.

– Кто из железнодорожников оказал на вас наибольшее влияние?

– Мне посчастливилось трудиться со многими сильными руководителями, и у каждого из них я «подсмотрел» присущие только им качества, которые постарался перенять. С благодарностью вспоминаю годы работы с Иваном Ефимовичем Трубниковым, Петром Филипповичем Мысиком, Владимиром Филипповичем Зайко, Виктором Михайловичем Скворцовым, Владимиром Ивановичем Старостенко и другими талантливейшими и уважаемыми людьми. Очень многому я научился у Владимира Васильевича Лукьянчикова. Это был уникальный человек и руководитель. Он возглавлял коллектив Новосибирской дистанции электроснабжения 31 год.

Быть безучастным не имею права

– Многие говорят, вот выйду, мол, на пенсию, тогда и отдохну. А у вас ведь ни дня отдыха не было?

– Почему ни дня? Пару дней было. А если серьёзно, то я всю жизнь проработал на магистрали и уйти на пенсию просто не смог. Тем более, помимо хозяйственной работы, всю жизнь занимался общественной деятельностью.

Поэтому когда после проводов на заслуженный отдых меня вызвал тогдашний НОД Владимир Старостенко и предложил организовать на отделении совет ветеранов, я, не задумываясь, согласился. С 1994 года и занимаюсь заботами пожилых людей в должности председателя.

– Поначалу трудно было?

– Нет, не трудно. Люди с пониманием отнеслись к созданию ветеранской организации, много было энтузиастов, достаточно легко было найти председателей советов ветеранов на предприятиях.

У меня замечательный заместитель Григорий Фёдорович Мостовой, творческий и инициативный актив. Некоторые служат общему делу по 20 и более лет. Это, например, Лина Петровна Агафонова из Чулымской дистанции пути, Людмила Ильинична Роженцева из Инской дистанции электроснабжения, Галина Сергеевна Сергеева из Тогучинской дистанции пути, Евдокия Антоновна Гаршина из Новосибирской дистанции гражданских сооружений, Тамара Владимировна Романчук из Инской дистанции пути. Моя опора на Барабинском направлении – председатель узлового совета ветеранов Владимир Яковлевич Львов. Вместе мы делаем чуть лучше жизнь 19 тыс. ветеранов-железнодорожников Новосибирского региона магистрали.

– Можно поинтересоваться вашими планами?

– В апреле пройдёт отчётно-выборная конференция регионального координационного совета ветеранов. На ней будет избран новый председатель, я же сложу свои полномочия. Всё-таки возраст.

– А как же «ни дня отдыха»?

– Надеюсь, коллеги изберут меня в новый совет ветеранов. Буду передавать опыт «молодым» пенсионерам.

Беседовал Максим Михайлов, газета «Транссиб»

Новости