Почетные вести
АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ МЕДИАВОЛОНТЕРОВ ФОНДА
Стать автором

Объятия шторма, объятия штиля.

Лето... Для северян это экзотическая пора, потому что в тёплый день кажется, вот сейчас моргнёшь и .... наступит зима.
Вас обнимал когда-нибудь шторм? Вы были внутри заката? Вы слышали, как перешёптываются иголки кедра? Вы обнимали руками надежду? Если – да, то вы везучий человек. Если – нет, то у вас всё впереди.

Вот уже третий раз подряд в начале лета, в первые дни навигации, на яхте «Надежда» наша команда устремляется в море. Если кого-то удивит, что со всей серьёзностью я называю Байкал – морем, то поясню: коренные жители никогда Байкал «озером» не звали. И себя они величали – поморами. И край свой называли Подлеморье. Эвенки с севера обращались к нему уважительно «ламу», что означает – море, крупный водоём, а буряты с юга не сговариваясь почтительно называли его «далай» и «мурэн» - что означает море, река.
За тридцать лет жизни на берегу Святого Моря я привыкла относиться к этой уникальной воде как к живому человеку, которого НЕ УВАЖАТЬ – невозможно. Это реальная сказка, которую может потрогать руками любой житель мира, которому достанет мужества оторваться от насиженного дивана и ринуться в байкальскую авантюру. А сейчас я приглашаю вас с нашей командой в путешествие прямо в объятия Байкальского шторма на яхте «Надежда». Не бойтесь, это если и страшновато, то только слегка. Тем более с таким опытным, крепким и исключительно профессиональным капитаном. Знакомьтесь – Анатолий Тимошенко.
Старый БАМовец, оставшийся на берегу Байкала и полюбивший его всей силой своей моряцкой души. Уже много лет лицом к лицу с байкальской мощной добротой. Наверно от этого и характер у него спокойный, уравновешенный и добродушный. Кстати команда наша, её костяк,  подбирался много лет. Мы живём в одном городе, давно знаем друг друга. Но сблизило нас до почти-родственных отношений именно путешествие по Байкалу, уникальный тур под поэтичным названием «За уходящими льдами». С тех пор мы стали практически родными людьми.
Клавдия – Рада Селезнёва – БАМовский геодезист, турист, один из создателей Школы Экологического туризма в нашем городе. Мама троих талантливых, взрослых детей. Замечательный рассказчик, кладезь туристический баек и небаек, историй из походной жизни, отличный фотограф, надёжный знающий проводник, экскурсовод, спутник, верный товарищ.
Павел Рас-Путин – ветеран БАМовец, мастер на все руки, профессиональный турист, колоритная личность. При кажущейся внешней меланхоличности, не человек, а ходячая зажигалка. И вроде ничего не сказал, а всем уже смешно. И руки – золотые, у этого помора с настоящего Белого Моря. У меня в доме живут его чудесные берестушки – изделия из бересты. Капитан собственного катамарана. Знаток Байкальских берегов.
В этот поход с нами пошли трое молодых искателей красоты. Супружеская пара Семён и Екатерина Марьясовы – бариста и художник. И Горошинка – моя собственная внучка, Анастасия Малых – будущий художник-монументалист. Над ней висел дамоклов меч практики, и она всё путешествие практически не выпускала из руки карандаша и кисточек.
К этой компании надо добавить и меня – наблюдателя по жизни, любителя тишины и уединения, потому что в таких условиях мысли не выпархивают из головы, как испугавшиеся мотыльки, а прорастают не стыдными, подчас, строчками стишинок. Вот эта семёрка смелых и покинула Порт Ку´рлы 11 июня 2020 в десять часов утра. Чтобы через часок-другой оказаться прямо в крепких руках Байкальского шторма.
Волнение встречающего нас моря не показалось мне слишком сильным. Одета я была тепло, как полагается на Байкале в июне – по зимнему, в костюме который предназначен для мороза градусов в 25. Но на воде в начале лета и к этому костюму пригодится дополнительный бушлат. Поэтому прихватив ещё одну «шкурку» я переместилась на нос яхты и погрузилась в созерцание надвигающегося на нас моря. Ко мне присоединилась Горошинка и мы стали болтать о разных пустяках, связанных с тенденциями в современном изобразительном искусстве. Через некоторое время, когда берег отдалился, я поняла, что нас качает несколько больше привычного и внимательно оглядела море…
О! Вот это была картина! Валы грандиозные и неостановимые вздымались как будто там, внутри ворочалось и бесилось гигантское чудище. Ветер начал посвистывать в снастях, распевая какую-то древнюю забытую умом, но помнимую на клеточном уровне, мелодию. Наша «Надежда», как лёгкий блик мягко перебиралась галсами с одного вала на другой, то скользя внутрь громадной долины, то поднимаясь на высокую, поднимающуюся на глазах, вершину, с которой ветер срывал пенный гребень.
Это сдувание очень здорово напоминало обезглавливание волны, но не кровавое – человеческое, а чудотворное с рождением новой, другой, ещё мощнее и прекраснее. Зрелище завораживало и лишало страха, своей неукротимой красотой. Яхта напоминала лошадь несущуюся аллюром, стелющуюся над твердью…
Наверху, качка не слишком ощущается, но спустившись в кают-компанию, я смогла трезво оценить её амплитуду. Пол и стены прыгали, как судоржные. Мой вестибулярный аппарат перевернулся с ног на голову и я, не дожидаясь неприятных последствий, выкарабкалась наверх, собрав коленями и боками, все выпирающие внутренности нашего судна. Фуууууууууу! Вздохнулось легче, горизонт дал точные данные организму где верх, а где низ. Внутрь прозрачным потоком хлынул свежий воздух, неуловимо пахнущий Байкалом. А зрелище разворачивалось на 360⁰ и завораживало до полной кататонии. Замерев я следила за этим бескровным боем – покоя и движения, света и тени, мощи и бессилия. В таких обстоятельствах чувствуешь себя молекулой в капле воды. Жизнь обретает смысл и привлекательность.
Посмотрев на побледневшее лицо Горошинки, я пошутила, что Байкал её крестит, потому что это её первое путешествие. Собственно, это только выглядело, как шутка, на самом деле у меня осталось стойкое ощущение, что это предположение было не далеко от истины.
Нас окатывало брызгами, срывающихся в гребней белых венков, качало и подбрасывало в течении четырёх часов, до входа во Фролихинскую бухту. Наградою за это не шуточное испытание был сказочный закат, натопленная печь в зимовье, вкусный ужин у костра и песни Сёмы, не только замечательного кофевара, но и интересного барда.
Засыпая, я поймала себя на чувстве, что внутри меня штормит и переливается расплавленным серебром Байкал, а ветер, прозрачными пальцами перебирая ванты яхты, поёт древнюю песню…
Утро встретило  улыбчивым солнцем, небольшим волнением и посмотрев красивейшую бухту Аяя, на два дня мы заякорились в Амундокане. 
Погрузились в тишину, пенье птиц, шуршание воды по гальке, запах молодой, лиственной хвои, лёгкое поскрипывание растущих стланиковых шишек, трепетание крыльев бабочек, поскрёбывающий топоток бурундуков – люботытников и проныр… Мы погрузились в рай… Он есть на земле… Но почему-то люди его легкомысленно не замечают…
А вот шторм, близкое его дыхание, крепкое объятие, могучее движение воды остались со мной на все времена. Он хранится реальным воспоминанием о пережитой сказке, которую ты запоминаешь навсегда, за счёт того, что страх и восторг уравновешенны в равной степени.  Нам повезло прикоснуться к шторму сердцем, всеми чувствами и оставить его до случая, если придётся постоять за себя.
Возвращалась «Надежда» в порт Ку´рлы г.Северобайкальска по полному штилю. Семеро смелых, вместе с кораблём, испытали ещё одно объятие Байкала, на этот раз объятие штилем. Когда яхта кажется совершенно неподвижной, на палубе можно танцевать в пуантах, пить кофе, не боясь облиться, слушать замечательные песни под гитару и греться на солнушке, таком ласковом и нежном. Ничто не напоминало о безудержном, порывистом неистовстве, которым встретил нас Байкал. Мы возвращались по облакам в которых светило солнце. Мы возвращались по зеркальной глади, которая была самим небом… Мы возвращались в объятиях неба…
21.06.2020г.

 
Все публикации автора

Татьяна Ветрова


2023 – Год здоровья в ОАО «РЖД»