Советы ветеранов

Горьковский региональный Совет ветеранов

Каким был путь к Победе

Неизвестные и героические страницы истории дороги в новой книге.
В канун замечательного юбилея библиотеки Горьковской дороги, комнаты боевой и трудовой славы советы ветеранов получат только что вышедшее из печати издание. Это сборник «На пути к Победе». В нём документальный рассказ о том, как в дни Великой Отечественной войны на Горьковской и Казанской магистралях создавались и действовали спецформирования.

Если кого-то из работников дороги спросить сегодня о том, каким мог быть вклад дорог в борьбу против врага, скорее всего, мы услышим: это был ударный труд, совершенно необходимый в условиях, когда шли военные перевозки и эвакуация тысяч предприятий и миллионов жителей западных районов. Обязательно речь зайдёт и о построенных бронепоездах. Закованные в броню паровозы «Козьмы Минина» и «Ильи Муромца» на постаментах в Нижнем Новгороде и Муроме – свидетельства подвига железнодорожников.

Но каждый, кто работает на магистрали, прекрасно знает: в нашей системе не обо всём говорится вслух, ведь железные дороги решали и решают стратегические задачи. Многое до поры до времени оседает в архивах. Цифры, факты могут быть раскрыты только спустя десятилетия, если с ними, конечно, захотят познакомиться потомки.

Ещё несколько лет назад мы не могли с уверенностью ответить на вопрос, сколько бронепоездов было построено в дни войны в регионах Горьковской железной дороги, где и как они использовались. А ведь, кроме бронепоездов, создавались у нас и другие совершенно необходимые фронту спецформирования. В них служили, как сейчас становится ясно, многие тысячи работников дороги.

Выходу сборника «На пути к Победе» предшествовало три года назад появление замечательной книги в прошлом ведущего специалиста службы тяги МПС Олега Куприенко «Паровозники спецформирований Великой Отечественной войны». Её автор впервые рассказал о том, что за структуры приходилось в 40-х годах разворачивать магистралям, чтобы обеспечить военные перевозки, решать стратегические задачи. Это были не только дивизионы бронепоездов.

У каждого из этих видов спецформирований было своё особое предназначение. Четыре вида таких временных, рассчитанных на условия войны подразделений, стали создаваться немедленно, практически с началом боевых действий: колонны паровозов особого резерва (ОРКП), паровозоремонтные поезда (ПРП), передвижные паровозоремонтные колонны (ППРК), поезда по ремонту подвижного состава (ПОДРЕМ). Они базировались во многом на технике и кадрах, эвакуированных с территории, которая была временно захвачена врагом. Их задачей было обеспечить тягой перевозки на прифронтовых линиях. Десять ОРКП, ПРП и ППРК спецформирований создавались на узловых станциях Горьковской и Казанской железных дорог, чтобы выдвинуться в прифронтовые районы. А вот два поезда по ремонту подвижного состава, наоборот, прибыли осенью 1941 года на станции Горький-Сортировочный и Муром из Ленинграда и Ярославля. Там их формировали, используя эвакуированную из западных областей технику, специалистов. Эти подразделения в трудные месяцы, когда во время обороны Москвы Горьковская и Казанская дороги работали с полным напряжением сил, пришли на помощь нашим предприятиям, которые обеспечивали военные перевозки в обороняющуюся Москву – они участвовали в ремонте вагонов и паровозов, в оснащении бронепоезда «Илья Муромец».

3.jpgПятым видом спецформирований стали военно-эксплуатационные отделения (ВЭО). Их стали создавать только в 1944 году после переломных событий в ходе войны. Такие формирования включали уже не только локомотивщиков, а специалистов и рабочих, представлявших большинство служб дороги. Их задачей было комплексное восстановление эксплуатационной работы на линиях и узлах железных дорог, откуда был выбит враг. В каждом подобном отделении служили по несколько тысяч работников. Таких ВЭО в 1944 году на крупнейших узлах Горьковской и Казанской железных дорог – Горький-Сортировочный и Юдино – создали два. Одно из них – ВЭО-39 – отправилось на Юго-Западную дорогу – в Коростень, затем на Львовскую – в Максимовку, Стрый и Мукачево, в Чехословакию, Румынию. ВЭО-47 было отправлено на Октябрьскую дорогу – несколько месяцев базировалось в Колпине, восстанавливая линию Москва – Ленинград, затем переместилось на Латвийскую железную дорогу.

Всё, что удалось собрать об этих подразделениях, о том, какие они решали задачи в дни войны, – публикации, воспоминания ветеранов – увидело свет в книге. Причём, что самое главное, впервые в системном виде.

И ещё одно событие произошло в 2017 году – очень важное, хотя и мало кем замеченное.

Главный редактор «Волжской магистрали» Вадим Серов решил разобрать большой шкаф, где хранилось очень много бумаг после, как сейчас становится ясно, как минимум, семи его предшественников. Человек он основательный, любит, чтобы ничего не пропало, всё нашло своё место. Признаем, немногим интересны сейчас будут интервью о том, как добивались нужных показателей подразделения дороги, нередко уже несуществующие, лет сорок назад. Но среди документов обнаружились две папки. В одной из них оказалась рукопись книги «Крепости на колёсах» легендарного на Горьковской дороге человека Алексея Потехина. В 1979 году автор передал рукопись в редакцию, вероятно, для того, чтобы познакомить с ней журналистов. Впрочем, вопросы задавать некому: ни Потехина, ни тех, кто тогда работал в газете, нет в живых.

2.jpgАлексей Семёнович Потехин был комиссаром бронепоезда «Козьма Минин», а потом и всего дивизиона бронепоездов. Он родился в 1912 году в деревне Колеватовское в Поветлужье. В Ветлужском районе Нижегородской области помнят, чтят этого человека, хотя его родной деревни давно нет. Но в ближайшем селе Новопокровском в школьном музее ему посвящена экспозиция, и ученики сделали для неё большой макет бронепоезда. Перед войной Потехин был секретарём парткома Горьковского железнодорожного узла. На его долю выпала организация строительства бронепоезда «Козьма Минин». А в феврале 1942 года Потехин отправился на нём воевать. Дивизион бронепоездов, куда входили «Козьма Минин» и «Илья Муромец», был единственным, который в дни войны отметили орденом. После войны Алексей Потехин долгие годы работал на дороге на скромной должности в службе материально-технического обеспечения. Он написал и издал книгу мемуаров «31-й особый» (1978), посвящённую боевой истории дивизиона. Продолжив работать над темой, Алексей Семёнович стал собирать материал обо всех бронепоездах, построенных на Горьковской и Казанской железных дорогах. Это оказалось очень непросто: непонятно было даже, где искать материал – он оставался секретным в архивах. Помогло изучение старых газет, где, конечно, прямо не указывались предприятия, строившие бронепоезда, места, где они воевали, но для тех, кто в теме, кто знал их названия, фамилии членов экипажа, многое становилось ясно. Потехин искал во всех депо дороги тех, кто строил бронепоезда и управлял их паровозами. Однако рукопись книги «Крепости на колёсах» о трудовом и боевом подвиге железнодорожников так и не увидела свет. Прошли годы в попытках найти финансирование, обосновать его необходимость. Автора не стало. Текст был потерян…

В другой папке оказалась ещё одна не менее интересная рукопись. Причём на сей раз о совершенно неизвестных страницах истории дороги. Судя по дате, легла в шкаф рукопись позднее – в 1987 году.

Её автор заслуженный работник транспорта РСФСР, почётный железнодорожник Сергей Иванович Чулков 30 лет назад был хорошо известен на дороге всем. Он был одним из руководителей дистанции пути Семёнов, затем – службы пути. Выйдя на пенсию, возглавил совет ветеранов магистрали. В 1986 году он обратился к руководству магистрали и ко всем её работникам с инициативой создать музей. И начал сбор экспонатов. В 1992 году именно он подготовил первый план экспозиции и руководил её подготовкой во Дворце культуры «Железнодорожник». Но не дожил меньше трёх месяцев до открытия музея.

Сергею Чулкову было 22 года, когда он, недавний выпускник Ташкентского института инженеров путей сообщения, успевший несколько месяцев поработать дорожным мастером, был назначен начальником дистанции пути военно-эксплуатационного отделения. Его отправили восстанавливать разрушенные врагом линии под Ленинград. Воспоминания о службе там пронзительны: вы понимаете, в каких нечеловеческих условиях жили путейцы, как погибали они, взрываясь на минах, под вражеским обстрелом, как им приходилось работать круглые сутки, как не хватало техники, материалов, но надо было как-то выходить из положения, потому что взять их было негде. Рассказав о тех, с кем он служил в ВЭО-47, Чулков собрал материалы о ВЭО-39, которое формировалось в Юдино. Чулков чувствовал свой долг перед людьми, тяжелейший труд которых оказался забыт. Между прочим, они не имели даже статуса участников войны. Книга была написана – и тоже пропала, казалось, бесследно.

Сегодня мы смогли положить в сборник рядом с бесценными рукописями Алексея Потехина и Сергея Чулкова воспоминания тех, кто воевал в бронепоездах, кто водил поезда в колоннах паровозов особого резерва, кто восстанавливал разрушенные врагом железнодорожные узлы. Эти материалы нашлись в старых дорожных и местных газетах, в изданиях об истории предприятий. И только теперь, как мозаика, многое сложилось в масштабную картину подвига тысяч работников дороги.

Остаётся поблагодарить благотворительный фонд «Почёт». Он по просьбе дорожного совета ветеранов предоставил средства на печать книги.

А имена людей, память об их делах вернулись к нам не по случаю юбилея, не по приказу сверху «найти и увековечить в рамках патриотического проекта». Это наш долг и наше желание – знать о том, что на самом деле происходило в те дни, и приложить все силы к сохранению этих документальных памятников о войне для тех, кому это понадобится потом.

Николай Морохин, газета «Волжская магистраль»

Новости